Авиация Кольчугалюминий
23 января 2011Оглавление:
1. Кольчугалюминий
2. Состав и химические свойства
дюралюминий с добавкой 0,5 % никеля и иным содержанием меди и марганца. Первые образцы кольчугалюминия были получены в 1922 году
История изобретения
В исходном виде алюминий был непригоден к использованию в самолетостроении по причине низких механических свойств. Немецким инженерами был разработан сплав алюминия, сочетающий свойственную алюминию легкость и необходимые для авиастроения механические характеристики. Сплав получил название «дюралюминий» по названию города Дюрен, где было налажено его производство. Впоследствии за сплавом закрепилось официальное название дюралюминий. Используя новый сплав, фирма «Юнкерс» построила в 1915 году первый цельнометаллический свободнонесущий моноплан Ю-1. Задача организации производства алюминиевых полуфабрикатов была поставлена перед специальной Комиссией по металлическому самолётостроению, организованной в ЦАГИ 22 октября 1922 года. Этот день принято считать днем рождения туполевского КБ. В состав комиссии вошли А.Н. Туполев, И.И. Сидорин, Г.А. Озеров и Е.И. Погосский. В ведении комиссии находились два новых отдела ЦАГИ: испытания авиационных материалов и конструкций и авиации, гидроавиации и опытного строительства. В распоряжение секции был передан фюзеляж трофейного самолета «Юнкерс» постройки 1918 г. Весь сортамент дуралюминия, входивший в его конструкцию лист гладкий, гофрированный, трубы, профили подвергся лабораторным исследованиям. Помимо выяснения химического состава, были проведены металлографические исследования, определены механические свойства. Опытные плавки дюраля проводились сначала в литейной мастерской МВТУ, а затем на базе Кольчугинского завода по обработке цветных металлов. В ходе работ, к середине 1922 года, был получен кольчугалюминий, по своему качеству не уступающий немецкому дюралюминию. Он отличался от дюралюминия присутствием никеля и иным содержанием меди и марганца. После всесторонних испытаний образцов в лаборатории МВТУ у профессора И.И. Сидорина стало ясно, что отечественный дюралюминий пригоден для использования в самолетостроении. В 1923 г. был налажен выпуск необходимого сортамента, листового, гофрированного и профилированного кольчугалюминия, установлены допуски и технические условия. Разработчиком кольчугалюминия были инженеры-металлурги Ю. Г. Музалевский и С. М. Воронов. Другие источники называют авторами кольчугоалюминия металлургов В. А. Буталова и И.И. Сидорина.
В КБ Туполева совместно с Кольчугинским заводом были разработаны собственные оригинальные методы производства гофра, отличавшиеся от принятых на заводе Юнкерса в Филях, что давало значительную экономию времени.
В 1925 году успешные полеты цельнометаллического экспериментального самолета АНТ-2 показали, что новый материал кольчугалюминий весьма перспективен в самолетостроении.
К 1930-м годам термин "кольчугалюминий" выходит из употребления и заменяется на "дюралюмин" и "дюралюминовые материалы".
Просмотров: 3053
|