Авиация Колдуэлл, Клайв Робертсон
23 января 2011Оглавление:
1. Колдуэлл, Клайв Робертсон
2. Награды
Клайв Робертсон Колдуэлл по призвищу Убийца — лучший австралийский лётчик-ас Второй мировой войны, сбивший в составе Королевских ВВС Великобритании 27 самолётов противника.
Биография
Клайв Колдуэлл родился 28 июля 1910 года в пригороде Льюшема, Новый Южный Уэльс. В 1938 году состоял в аэроклубе Нового Южного Уэльса, где и научился летать. Когда началась Вторая мировая война, Клайв вступил в Королевские военно-воздушные силы Австралии. Колдуэлл хотел стать истребителем, но его возраст был выше допустимой к обучению нормы. Поэтому Клайв изменил данные в своём свидетельстве о рождении и был принят в RAAF. Колдуэлл был направлен на обучение лётчиков для службы в Содружеских ВВС по Императоскому воздушно-тренировочному плану.
Вторая мировая война
Клайв Колдуэлл был направлен в 73-ю эскадрилью RAF, в составе которой Клайв летал на истребителе Хоукер Харрикейн и принял участие в Североафриканской кампании. Однако почти сразу же, Клайва перевели в 250-ю эскадрилью, оснащенную новыми Кёртисс P-40. Эскадрилья принимала участие в Сирийско-Ливанской операции, а затем снова вернулась в Северную Африку. 26 июня 1941 года, во время своего 30-го боевого вылета, Клайв одержал свою первую воздушную победу.
4 июля 1941 года на глазах у Клайва немецкий пилот расстрелял спыскавшего на парашюте товарища Колдуэлла. Такая практика была принята и у союзников, но считается что именно после этого случая Клайв окончательно укрепился в своём отношении к этому вопросу. Через несколько месяцев журналисты дадут Колдуэллу прозвище «Убийца». Причиной для этого прозвища было нежелание Клайва использовать аппаратуру для фотосъёмки вражеских войск. Вместо этого Колдуэлл брал увеличенный боезапас и использовал его, практически без остатка. В одном из интервью Клайв заметит, что никогда не расстреливал тех, кого могли бы взять в плен.
29 августа 1941 года, когда Клайв возвращался в одиночестве на базу, он был атакован двумя Bf.109. Нападавшими были лейтенант Вернер Шрёер, самый известный немецкий ас в Северной Африке, и его ведомый. «Томогаук» Колдуэлла был сбит, хотя сам он успел сбить ведомого Шрёера и сильно повредить его Bf 109E-7.
23 ноября Колдуэлл встретился с ещё одним выдающимся асом противника — гауптманом Вольфгангом Липпертом, командиром группы II./JG27, на счету которого было 29 побед. Самолёт Липперта был сбит, а сам он неудачно выпрыгнул и попал в плен. За эту победу Клайв был награждён крестом «За выдающиеся лётные заслуги».
5 декабря 1941 года над Ливией Клайв на своём P-40 «Tomahawk» в течение нескольких минут сбил 5 вражеских пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87. В результате 26 декабря в «London Gazette» вышло сообщение о нагрждении Клайва Колдуэлла сразу двумя крестами «За выдающиеся лётные заслуги».
24 декабря Клайв подбил вражеский Bf.109, пилотировал который немецкий ас из III группы Jagdgeschwader 27 — Эрбо фон Кагенек, одержавший 69 воздушных побед. Колдуэлл отметил, что лишь подбил самолёт аса, однако некоторые источники считают, что фон Кагенек умер через несколько дней от полученных ран.
В январе 1942 года Колдуэлл получил очередное звание и был назначен командиром 112-й эскадрильи, самой первой эскадрильи EATS в составе RAF. В её составе в основном находились польские лётчики, именно из-за этого Клайв в дальнейшем будет награждён польским «Крестом храбрых».
В составе эскадрильи Клайв сбил еще три вражеских самолёта, в числе которых был немецкий ас со 109 победами, лейтенант Ганс-Арнольд Штахльшмидт. В подразделении Клайва решили, что Bf.109 Штахльшмидта рухнет на территории союзников, однако тот смог дотянуть до дружественной территории. В этом же году Колдуэлл был отозван из Северной Африки. На счету Клайва были 22 победы за 550 лётных часов в 300 боевых вылетах.
Тихоокеанский театр военных действий
В 1942 году Австралия подверглась давлению со стороны Японской империи. Клайв Колдуэл был отозван RAAF и назначен командующим 1-го авиакрыла, в составе которого находились 54-я эскадрилья RAF и 452-я и 457-я эскадрильи Австралийских ВВС. Крыло было оснащено Супермарин Спитфайрами, и в начале 1943 года направлено в Дарвин для отражения японских воздушных налётов. В первый же боевой вылет Колдуэлл сбил два самолёта противника: истребитель Mitsubishi A6M Zero и бомбардировщик Nakajima B5N.
Союзные пилоты редко ввязывались в бои с японскими истребителями, в виду большого расстояния до своихавиабаз в Голландской Ост-Индии. В первое время крыло несло большие потери из-за неопытности пилотов и технических неисправностей Спитфайров в тропиках. В результате подразделение было направлено для участия в Новогвинейской кампании, а на его место возвращена 5-я воздушная армия Военно-воздушных сил США.
17 августа 1943 года над Арафурским морем Клайв сбил свой последний самолёт. Всего им было сбито 6,5 японских самолёта. После этого Колдуэлл был назначен командиром 2-й тренировочной группы RAAF. 14 октября 1943 года Клайв был награждён орденом «За выдающиеся заслуги». Когда театр военных действий переместился на север, Клайв вернулся в Дарвин, в качестве командира 80-го авиакрыла.
В апреле 1945 года Клайв Колдуэлл проходил службу в Моротае и принимал активное участие в так называемом Моротайском мятеже. В январе 1946 года военный трибунал понизил Колдуэлла в звании и в феврале Клайв оставил службу.
Послевоенное время
После война Колдуэлл работал торговым представителем по закупке самолётов между американской компанией и правительством Филиппин. Затем присоединился к сиднейской компании по экспорту/импорту тканей и вскоре стал её управляющим директором. В 1953 году Колдуэлл становится председателем правления. Под его руководством компания Clive Caldwell Pty Ltd была значительна расширена.
Клайв Колдуэлл умер в Сиднее 5 августа 1994 года.
Просмотров: 2139
|