Авиация Коронас-Фотон - История проекта
23 января 2011Оглавление:
1. Коронас-Фотон
2. История проекта
3. Научные исследования в космическом пространстве по проекту «Коронас-Фотон»
4. Участники проекта
В 1992 году между Российской академией наук и Академией наук Украины было подписано соглашение по реализации программы фундаментальных исследований Солнца, которая в том числе предполагала запуск трех солнечно-ориентированных космических аппаратов по программе «КОРОНАС». Причем запуск аппаратов должен был пройти в следующие сроки: «КОРОНАС-И» 1993 год, «КОРОНАС-Ф» 1994 год, «Коронас-Фотон» 1995 год, с тем, чтобы покрыть наблюдениями 11-летний цикл активности Солнца. Реально из-за финансовых проблем КА «КОРОНАС-И» был запущен c космодрома Плесецк в 1994 году, а КА «КОРОНАС-Ф» только в 2001 году. В 1997 году для реализации проекта «Коронас-Фотон» в структуре МИФИ был создан Институт астрофизики, но финансирование проекта оставалось весьма скудным, и работы по нему активизировались только в 2000 году. Проект «Коронас-Фотон» был включен в Международную программу «Жизнь со звездой».
Модель аппарата:
Разработка космического комплекса была поручена ФГУП «НИИЭМ», который начал дорабатывать для этих целей свою серийную платформу «Метеор». Головной организацией по комплексу научной аппаратуры «ФОТОН» был назначен ИАФ МИФИ, которым была создана коллаборация научных организаций, занятых по отдельным приборам комплекса. Изначально в группу разработчиков входили научные организации из России, Украины, Индии, Испании и Германии. Однако, из-за задержек с реализацией проекта из проекта вышли Германия и Испания, зато в 2007 году к нему присоединилась Польша. С 2005 года в МИФИ начались испытания КНА «ФОТОН» в различных комплектациях, а с 2007 года в НИИЭМ начались стыковки КНА «ФОТОН» с космическим аппаратом. К осени 2008 года основные работы по стыковкам были закончены, проведены испытания по обязательным предполетным инструкциям ИНК900 и ИНК903 и 10 декабря 2008 года на заседании Государственной комиссии было принято решение о вывозе космического аппарата на космодром. Параллельно с этим были успешно закончены межведомственные испытания наземного комплекса управления и наземного комплекса приема, обработки и распространения информации КА «Коронас-Фотон», входящих в КК «Коронас-Фотон».
Уже 15 декабря космический аппарат и приборы КНА «ФОТОН» прибыли на космодром, где в январе началась сборка аппарата и предполетные испытания. К 16 января 2009 года испытания были успешно закончены.
30 января 2009 года в 16.30 с космодрома Плесецк ракетой-носителем Циклон-3 КА «КОРОНАС-ФОТОН» был успешно выведен на орбиту, близкую к расчетной. После этого начался период наладки бортовых систем аппарата, предшествующий работам по включение научных приборов. Первыми операциями с КНА «ФОТОН» были включение магнитометра СМ-8М и открытие защитной крышки прибора ФОКА, проведенные 4 февраля. 13 февраля был включен блок БИС-КФ и в тот же день проведен первый сброс тестовой информации на приемные станции НЦ ОМЗ. А 17 февраля был включен блок ССРНИ, и проведен тестовый сброс информации, записанной в память прибора на космодроме. После успешного завершения этих работ 19 февраля была включена большая часть научных приборов, а 20 февраля включены приборы Наталья-2М и ТЕСИС.
Решением Государственной комиссии 31 марта 2009 года по итогам первого этапа летных испытаний КА «КОРОНАС-ФОТОН» был включен в космическую группировку России.
1 декабря 2009 года после многочисленных сбоев в бортовых системах КА был потерян станциями КИП ВС РФ. Перед этим из-за проблем с системой энергопитания была обесточена научная аппаратура КА. В течение последующих месяцев ЦУП и КИПы ВС РФ продолжали попытки выхода в связь с аппаратом. Однако в апреле 2010 года, когда визуальное наблюдение установило дезориентацию аппарата, и разворот его панелями солнечных батарей к Земле попытки было решено прекратить. Примечательно, что на момент выхода КА из строя все научные приборы оставались работоспособны и до последнего момента передавали на землю научную информацию, суммарные объемы которой за все время полета достигли 380 Гб.
Просмотров: 3121
|