Авиация Косберг, Семён Ариевич
22 января 2011Оглавление:
1. Косберг, Семён Ариевич
2. Награды
Семён Ариевич Косберг, 1903, Слуцк Минской области — 3 января, 1965, Воронеж) — советский инженер, эксперт в области авиационных двигателей и ракетных двигателей, Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.
Биография
Косберг родился в 1903 году в семье еврейских кузнецов-ремесленников, где было 9 детей.
С 1917 до 1919 Семён посещал коммерческое училище в Слуцке, а с 1919 до 1925 он работал кузнецом и мастером по металлу в кузнице своего отца, чтобы помочь большой семье. Одновременно, с 1922 до 1924, он посещал вечерние занятия, получил диплом об окончании средней школы.
Отслужив два года в Красной Армии и демобилизовавшись, он работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде. С 1927 до 1929 он учился в Ленинградском Политехническом институте, а затем в Московском Институте Авиации, который он закончил в 1930. В 1931 году С. А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошёл путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.
Занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска. В 1940 году Косберг назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе.
С началом Великой Отечественной войны новые исследовательские и производственные мощности были созданы в Сибири, в глубоком тылу. В 1941 году Косберг возглавил проектирование и производство агрегатов непосредственного впрыска в городе Бердск около Новосибирска в качестве главного конструктора ОКБ-154. В тяжелейших условиях, горстка людей в три десятка человек в скором времени создала и запустила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Использование этих двигателей существенно улучшило полётные характеристики, который гарантировал преимущество для советских воздушных истребителей по сравнению с лучшими немецкими машинами.
Бесспорное преимущество системы, подтвержденное операцией в полевых условиях, привело к её использованию в 1943—1944 на всех недавно созданных поршневых двигателях. Моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях Ла-5 и Ла-7 генерального конструктора С. А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора А. Н. Туполева, а после войны—на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С. А. Лавочкина, пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14 генерального конструктора С. В. Ильюшина.
10 февраля 1958, Семён Косберг познакомился с Сергеем Королёвым, лидером советской космонавтики. Эта встреча отметила начало их сотрудничества.
После войны работы КБ продолжились разработкой жидкостных ракетных двигателей ЖРД.
Двухступенчатая ракета носитель, разработанная Королёвым, успешно запустила на орбиту три первых земных спутника. Однако дальнейшее исследование космоса было невозможно без создания третьей ступени для достижения второй космической скорости. Третья ступень ракеты была разработана в 1958 в рекордное короткое время девять месяцев. 2 января 1959 года двигатель РД0105 в составе третьей ступени позволил автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости. При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5—6 тысяч км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца.
14 сентября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2», которая впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с изображением Государственного герба СССР.
4 октября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3»
Использование третьей ступени позволяло увеличить массу космического корабля от 1400 до 4500 кг и достигнуть скорости, которая давала возможность достигнуть других космических объектов на Луну, и вокруг луны, чтобы сфотографировать её обратную сторону. С бесспорно важным личным вкладом Семёна Косберга, 12 апреля 1961 в космос был запущен первый человек советский космонавт Юрий Гагарин.
За свой вклад в возможность этих полетов Косберг был удостоен степени доктора технических наук и Ленинской премии. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
После этого успеха в КБ Косберга спроектировали и произвели новую более мощную ракету, которая позволила полет космических зондов к Марсу и Венере, и орбитальных космические кораблей с двумя и тремя людьми. Эти двигатели позволили осуществить первый выход человека в открытый космос и стыковку на орбите. ракета-носители «Союз» используется для доставки людей и грузов в космическое пространство, в том числе к долгосрочным космическим станциям. Косберг умер через сутки после автомобильной катастрофы, в которой он получил серьёзные повреждения. Его не стало 3 января 1965. Семён Ариевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Проработав в космонавтике всего семь лет, Косберг достиг очень больших успехов. Он был очень энергичным человеком, поэтому его уход ошеломил всех, кто его знал.
3 января 1965 года он погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Просмотров: 1860
|