Авиация Косберг, Семён Ариевич

22 января 2011


Оглавление:
1. Косберг, Семён Ариевич
2. Награды



Орден Ленина Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды Орден «Знак Почёта»
Ленинская премия

Семён Ариевич Косберг, 1903, Слуцк Минской области — 3 января, 1965, Воронеж) — советский инженер, эксперт в области авиационных двигателей и ракетных двигателей, Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Биография

Косберг родился в 1903 году в семье еврейских кузнецов-ремесленников, где было 9 детей.

С 1917 до 1919 Семён посещал коммерческое училище в Слуцке, а с 1919 до 1925 он работал кузнецом и мастером по металлу в кузнице своего отца, чтобы помочь большой семье. Одновременно, с 1922 до 1924, он посещал вечерние занятия, получил диплом об окончании средней школы.

Отслужив два года в Красной Армии и демобилизовавшись, он работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде. С 1927 до 1929 он учился в Ленинградском Политехническом институте, а затем в Московском Институте Авиации, который он закончил в 1930. В 1931 году С. А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошёл путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.

Занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска. В 1940 году Косберг назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе.

С началом Великой Отечественной войны новые исследовательские и производственные мощности были созданы в Сибири, в глубоком тылу. В 1941 году Косберг возглавил проектирование и производство агрегатов непосредственного впрыска в городе Бердск около Новосибирска в качестве главного конструктора ОКБ-154. В тяжелейших условиях, горстка людей в три десятка человек в скором времени создала и запустила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Использование этих двигателей существенно улучшило полётные характеристики, который гарантировал преимущество для советских воздушных истребителей по сравнению с лучшими немецкими машинами.

Бесспорное преимущество системы, подтвержденное операцией в полевых условиях, привело к её использованию в 1943—1944 на всех недавно созданных поршневых двигателях. Моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях Ла-5 и Ла-7 генерального конструктора С. А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора А. Н. Туполева, а после войны—на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С. А. Лавочкина, пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14 генерального конструктора С. В. Ильюшина.

10 февраля 1958, Семён Косберг познакомился с Сергеем Королёвым, лидером советской космонавтики. Эта встреча отметила начало их сотрудничества.

После войны работы КБ продолжились разработкой жидкостных ракетных двигателей — ЖРД.

Двухступенчатая ракета — носитель, разработанная Королёвым, успешно запустила на орбиту три первых земных спутника. Однако дальнейшее исследование космоса было невозможно без создания третьей ступени для достижения второй космической скорости. Третья ступень ракеты была разработана в 1958 в рекордное короткое время — девять месяцев. 2 января 1959 года двигатель РД0105 в составе третьей ступени позволил автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости. При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5—6 тысяч км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца.

14 сентября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2», которая впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с изображением Государственного герба СССР.

4 октября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3»

Использование третьей ступени позволяло увеличить массу космического корабля от 1400 до 4500 кг и достигнуть скорости, которая давала возможность достигнуть других космических объектов — на Луну, и вокруг луны, чтобы сфотографировать её обратную сторону. С бесспорно важным личным вкладом Семёна Косберга, 12 апреля 1961 в космос был запущен первый человек — советский космонавт Юрий Гагарин.

За свой вклад в возможность этих полетов Косберг был удостоен степени доктора технических наук и Ленинской премии. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

После этого успеха в КБ Косберга спроектировали и произвели новую более мощную ракету, которая позволила полет космических зондов к Марсу и Венере, и орбитальных космические кораблей с двумя и тремя людьми. Эти двигатели позволили осуществить первый выход человека в открытый космос и стыковку на орбите. ракета-носители «Союз» используется для доставки людей и грузов в космическое пространство, в том числе к долгосрочным космическим станциям. Косберг умер через сутки после автомобильной катастрофы, в которой он получил серьёзные повреждения. Его не стало 3 января 1965. Семён Ариевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Проработав в космонавтике всего семь лет, Косберг достиг очень больших успехов. Он был очень энергичным человеком, поэтому его уход ошеломил всех, кто его знал.

3 января 1965 года он погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.



Просмотров: 1860


<<< Стечкин, Борис Сергеевич