Авиация Космос-3М

23 января 2011


Оглавление:
1. Космос-3М
2. Космос-3М
3. Последние запуски



«Космос-3М» — двухступенчатая одноразовая ракета-носитель космического назначения среднего класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на эллиптические и круговые околоземные орбиты высотой до 1700 км с наклонениями плоскости орбиты 66°, 74° и 83°. Масса полезной нагрузки до 1500 кг.

История создания

Космос-1

Создание ракеты-носителя среднего класса стало необходимым после того, как к тяжёлому носителю «Восход» добавилась ракета-носитель лёгкого класса 63С1. Разработка носителя, как и в случае с ракетой 63С1, была поручена инженерам ОКБ-586. Эскизный проект носителя, получившим внутренний индекс КБ «Южное» 65С3, для вывода малых и средних КА массой от 100 до 1500 кг на круговые и эллиптические орбиты был разработан к апрелю 1961 года на базе одноступенчатой баллистической ракеты среднего радиуса действия Р-14 и утверждён Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 984-425 от 30 октября 1961 года и Комиссией Президиума Совета Министров от 12 июля 1962 года.

ОКБ-586 разрабатывало и выпускало конструкторскую документацию по ракете до осени 1962 года. Затем, в связи с загруженностью работами по созданию ракет Р-36 и Р-56 и поскольку эта работа несколько выпадала из главного направления деятельности предприятия, генеральный конструктор ОКБ-586 Михаил Янгель предложил передать производство ракеты 65С3 в ОКБ-10 под руководством Михаила Решетнёва. Первые 14 носителей были изготовлены на опытном производстве с участием «Красмашзавода». В 1966 года их изготовление было полностью передано на «Красмашзавод», а с 1971 года производство ракет было передано на ПО «Полет» .

Всего было совершено 8 запусков ракеты-носителя «Космос», из них один был неудачным.

Дата/время Серийный Полезная нагрузка КА Результат Примечание
18 августа 1964, 09:15 02Л 3 x Стрела-1 Космос-38
Космос-39
Космос-40
Успешно
23 октября 1964 01Л 3 x Стрела-1 присвоено не было Аварийный Причина аварии неизвестна
21 февраля 1965, 11:00 03Л 3 x Стрела-1 Космос-54
Космос-55
Космос-56
Успешно
15 марта 1965, 11:00 04Л 3 x Стрела-1 Космос-61
Космос-62
Космос-63
Успешно
16 июля 1965, 03:31 05Л 5 x Стрела-1 Космос-71
Космос-72
Космос-73
Космос-74
Космос-75
Успешно
3 сентября 1965, 14:00 07ЛС 5 x Стрела-1 Космос-80
Космос-81
Космос-82
Космос-83
Космос-84
Успешно
18 сентября 1965, 07:59 08ЛС 5 x Стрела-1 Космос-86
Космос-87
Космос-88
Космос-89
Космос-90
Успешно
28 декабря 1965, 12:30 09ЛП 1 x Стрела-2 Космос-103 Успешно

Космос-3

Разработка ракетного комплекса третьего поколения велась в два этапа. На первом был создан носитель 11К65 «Космос-3». На втором – 11К65М «Космос-3М».

Конструкторская документация на новое изделие 11К65 была выпущена ОКБ-10 в 1962 году. Лётно-конструкторские испытания были начаты 18 августа 1964 года с пусковой установки №15 площадки №41 5-го НИИП с приспособленного старта. Экспериментальная отработка и изготовление 10 летных ракет, получивших индекс 11К65 проводились совместно с ОКБ-10 при головной роли ОКБ-586. В рамках проекта 11К65 двигатель 8Д514 для ракеты Р-14 был модифицирован и получил индекс 11Д614. Производство двигателя 11Д614 осуществлялось на заводе «Южмаш». На второй ступени носителя был установлен многофункциональный ЖРД 11Д47 разработки ОКБ-2, отработанный на «Красмаше».

Трансформация боевой ракеты в ракету-носитель была осуществлена путём установки на частично доработанную первую ступень вновь разработанной второй ступени. Ступени соединяются последовательно через цилиндрический переходный отсек. Топливный отсек II ступени – единый с промежуточным днищем, разделяющим его на полости "Окислитель" и "Горючее". Двигатель II ступени крепится непосредственно к нижнему коническому днищу топливного отсека. Приборный отсек размещается над топливным отсеком. На него опираются рама для полезного груза и головной обтекатель, сбрасываемый на высоте 75 км.

Инженеры ОКБ-10 впервые в СССР предложили оригинальное техническое решение, позволяющее запускать спутники на круговые орбиты путем введения «пунктирного» участка стабилизированного полета. Для реализации идеи была принята двухимпульсная схема включения маршевого двигателя второй ступени: первый импульс формирует эллиптическую траекторию, в апогее которой вторым включением аппарат переводится на круговую орбиту. Трёхрежимный двигатель 11Д49 был разработан в ОКБ-2, а изготавливали его на «Красмаше», который выпускал ЖРД вплоть до 1992 года. В ОКБ-10 разработали систему малой тяги, обеспечившую стабилизированный полет между двумя включениями маршевого ЖРД. Топливо для этой системы располагалось в двух специальных баках, подвешенных на внешней поверхности основного бака второй ступени. Порядок работы двигателя II ступени выглядел так:

  1. – основной. На этом режиме двигатель в полете может работать дважды. При выведении ИСЗ на высокую круговую орбиту первое включение двигателя формирует траекторию промежуточной орбиты в апогее. Второе включение двигателя переводит вторую ступень ракеты с ИСЗ на круговую орбиту.
  2. – режим работы рулевых камер. Используется для стабилизации полета ракеты до, во время и после работы двигателя на первом режиме.
  3. – режим малой тяги. Используется для ориентации ракеты и создания незначительных ускорений, обеспечивающих возможность повторного запуска двигателя на основной режим.

В системе управления РН впервые применены электронные счетно-решающие приборы, обеспечивающие более точное выведение космического аппарата на заданные орбиты. РН могла выводить на орбиту одновременно до восьми КА.

Всего с 1966 по 1968 было осуществлено 4 запуска, из них половина неудачны.



Просмотров: 3388


<<< Космос-2 (ракета-носитель)
Ламбда-4S >>>