Авиация Космос-3М
23 января 2011Оглавление:
1. Космос-3М
2. Космос-3М
3. Последние запуски
«Космос-3М» двухступенчатая одноразовая ракета-носитель космического назначения среднего класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на эллиптические и круговые околоземные орбиты высотой до 1700 км с наклонениями плоскости орбиты 66°, 74° и 83°. Масса полезной нагрузки до 1500 кг.
История создания
Космос-1
Создание ракеты-носителя среднего класса стало необходимым после того, как к тяжёлому носителю «Восход» добавилась ракета-носитель лёгкого класса 63С1. Разработка носителя, как и в случае с ракетой 63С1, была поручена инженерам ОКБ-586. Эскизный проект носителя, получившим внутренний индекс КБ «Южное» 65С3, для вывода малых и средних КА массой от 100 до 1500 кг на круговые и эллиптические орбиты был разработан к апрелю 1961 года на базе одноступенчатой баллистической ракеты среднего радиуса действия Р-14 и утверждён Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 984-425 от 30 октября 1961 года и Комиссией Президиума Совета Министров от 12 июля 1962 года.
ОКБ-586 разрабатывало и выпускало конструкторскую документацию по ракете до осени 1962 года. Затем, в связи с загруженностью работами по созданию ракет Р-36 и Р-56 и поскольку эта работа несколько выпадала из главного направления деятельности предприятия, генеральный конструктор ОКБ-586 Михаил Янгель предложил передать производство ракеты 65С3 в ОКБ-10 под руководством Михаила Решетнёва. Первые 14 носителей были изготовлены на опытном производстве с участием «Красмашзавода». В 1966 года их изготовление было полностью передано на «Красмашзавод», а с 1971 года производство ракет было передано на ПО «Полет» .
Всего было совершено 8 запусков ракеты-носителя «Космос», из них один был неудачным.
Дата/время | Серийный | Полезная нагрузка | КА | Результат | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
18 августа 1964, 09:15 | 02Л | 3 x Стрела-1 | Космос-38 Космос-39 Космос-40 |
Успешно | |
23 октября 1964 | 01Л | 3 x Стрела-1 | присвоено не было | Аварийный | Причина аварии неизвестна |
21 февраля 1965, 11:00 | 03Л | 3 x Стрела-1 | Космос-54 Космос-55 Космос-56 |
Успешно | |
15 марта 1965, 11:00 | 04Л | 3 x Стрела-1 | Космос-61 Космос-62 Космос-63 |
Успешно | |
16 июля 1965, 03:31 | 05Л | 5 x Стрела-1 | Космос-71 Космос-72 Космос-73 Космос-74 Космос-75 |
Успешно | |
3 сентября 1965, 14:00 | 07ЛС | 5 x Стрела-1 | Космос-80 Космос-81 Космос-82 Космос-83 Космос-84 |
Успешно | |
18 сентября 1965, 07:59 | 08ЛС | 5 x Стрела-1 | Космос-86 Космос-87 Космос-88 Космос-89 Космос-90 |
Успешно | |
28 декабря 1965, 12:30 | 09ЛП | 1 x Стрела-2 | Космос-103 | Успешно |
Космос-3
Разработка ракетного комплекса третьего поколения велась в два этапа. На первом был создан носитель 11К65 «Космос-3». На втором – 11К65М «Космос-3М».
Конструкторская документация на новое изделие 11К65 была выпущена ОКБ-10 в 1962 году. Лётно-конструкторские испытания были начаты 18 августа 1964 года с пусковой установки №15 площадки №41 5-го НИИП с приспособленного старта. Экспериментальная отработка и изготовление 10 летных ракет, получивших индекс 11К65 проводились совместно с ОКБ-10 при головной роли ОКБ-586. В рамках проекта 11К65 двигатель 8Д514 для ракеты Р-14 был модифицирован и получил индекс 11Д614. Производство двигателя 11Д614 осуществлялось на заводе «Южмаш». На второй ступени носителя был установлен многофункциональный ЖРД 11Д47 разработки ОКБ-2, отработанный на «Красмаше».
Трансформация боевой ракеты в ракету-носитель была осуществлена путём установки на частично доработанную первую ступень вновь разработанной второй ступени. Ступени соединяются последовательно через цилиндрический переходный отсек. Топливный отсек II ступени – единый с промежуточным днищем, разделяющим его на полости "Окислитель" и "Горючее". Двигатель II ступени крепится непосредственно к нижнему коническому днищу топливного отсека. Приборный отсек размещается над топливным отсеком. На него опираются рама для полезного груза и головной обтекатель, сбрасываемый на высоте 75 км.
Инженеры ОКБ-10 впервые в СССР предложили оригинальное техническое решение, позволяющее запускать спутники на круговые орбиты путем введения «пунктирного» участка стабилизированного полета. Для реализации идеи была принята двухимпульсная схема включения маршевого двигателя второй ступени: первый импульс формирует эллиптическую траекторию, в апогее которой вторым включением аппарат переводится на круговую орбиту. Трёхрежимный двигатель 11Д49 был разработан в ОКБ-2, а изготавливали его на «Красмаше», который выпускал ЖРД вплоть до 1992 года. В ОКБ-10 разработали систему малой тяги, обеспечившую стабилизированный полет между двумя включениями маршевого ЖРД. Топливо для этой системы располагалось в двух специальных баках, подвешенных на внешней поверхности основного бака второй ступени. Порядок работы двигателя II ступени выглядел так:
- – основной. На этом режиме двигатель в полете может работать дважды. При выведении ИСЗ на высокую круговую орбиту первое включение двигателя формирует траекторию промежуточной орбиты в апогее. Второе включение двигателя переводит вторую ступень ракеты с ИСЗ на круговую орбиту.
- – режим работы рулевых камер. Используется для стабилизации полета ракеты до, во время и после работы двигателя на первом режиме.
- – режим малой тяги. Используется для ориентации ракеты и создания незначительных ускорений, обеспечивающих возможность повторного запуска двигателя на основной режим.
В системе управления РН впервые применены электронные счетно-решающие приборы, обеспечивающие более точное выведение космического аппарата на заданные орбиты. РН могла выводить на орбиту одновременно до восьми КА.
Всего с 1966 по 1968 было осуществлено 4 запуска, из них половина неудачны.
Просмотров: 3388
|