Авиация Кованько, Александр Матвеевич
22 января 2011Оглавление:
1. Кованько, Александр Матвеевич
2. Кованько и филателия
Александр Матвеевич Кованько марта 1856, Санкт-Петербург — 20 апреля 1919, Одесса) изобретатель и пилот-аэронавт, начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы, генерал-лейтенант.
Биография
В 1878 году Александр закончил Николаевское инженерное училище, а затем поступил в Офицерский класс Технического гальванического училища .
А уже в мае 1878 года подпоручик Кованько в составе понтонного батальона несет военную службу на территории Турции, и в победе русских войск в той великой Освободительной Балканской войне есть вклад и молодого офицера Кованько.
Позднее А. М. Кованько заведовал Учебной гальванической командой Лейб-гвардии Саперного батальона, преподавал саперное дело.
На протяжении почти десяти лет деятельность А. М. Кованько была связана с Гатчиной и расположенной поблизости от неё деревни Сализи. На гатчинском военном поле силами возглавлявшегося им учебного заведения был оборудован аэродром первый военный аэродром России, а в Сализи, начиная с 1909 года, располагался лагерь Воздухоплавательной школы, впоследствии переросший в дирижабельный порт Ленинграда.
В феврале 1885 года была создана первая в России «Кадровая команда военных аэронавтов», командиром которой был определён поручик Александр Матвеевич Кованько. По существу, так было положено начало отечественному военно-воздушному флоту, ибо спустя пять лет её реорганизовали в Учебный Воздухоплавательный парк, а ещё через десять он стал Офицерской Воздухоплавательной школой с двумя отделениями Воздухоплавательным и Авиационным, базировавшимися в Гатчине. Всё это время Александр Матвеевич был во главе этого нового и чрезвычайно важного дела.
6 августа 1887 года в Московской области наблюдалось полное солнечное затмение. Местом для научных наблюдений был избран г. Клин. В то время А. Кованько был поручиком лейб-гвардии саперного батальона, он должен был поднятся на воздушном шаре вместе с Д. И. Менделеевым для выполнения наблюдений с воздуха. В корзину пристоили барограф, два барометра, бинокли, спектроскоп, электрический фонарь и сигнальную трубу. С шара предполагалось зарисовать корону солнца, наблюсти движение тени и провести спектральный анализ. В 6 часов 25 минут Д. И. Менделев и А. М. Кованько сели в корзину, но намокший шар не поднялся. А. М. Кованько уступил просьбам Д. И. Менделеева и прочитав ему лекцию об управлении шаром, показав, что и как делать, вылез из корзины. Д. И. Менделеев проводил наблюдения сам.
Он организовывал полёты на воздушных шарах для научных исследований атмосферы и изучения влияния полёта на организм человека. Кованько добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций. В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта.
С 1898 года член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета.
В русско-японскую войну 1904—1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном , организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.
26 апреля 1906 г. Высочайшим указом «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» А. М. Кованько был произведен в генерал-майоры.
С 1910 года командовал Офицерской Воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые лётчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем пять самолётов .
В 1913 году А. Кованько была прислана награда орден Французского легиона, после того как в Воздухоплавательном парке побывали 2 представителя французской армии и были восхищены тем, насколько эффективно и мощно развернули воздухоплавательное дело в России .
После революции Александр Кованько оставался служить советской власти на своем посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни. Суровейшие трудности Гражданской войны сказались на здоровье Александра Матвеевича, оказавшегося вместе с женой Елизаветой Андреевной и тремя дочерьми в крайне стесненных материальных условиях. В 1919 году родственники вывезли тяжелобольного генерала в Одессу, где 20 апреля этого же года он скончался.
Просмотров: 1936
|