Авиация Крайний (аэропорт) - История
12 апреля 2011Оглавление:
1. Крайний (аэропорт)
2. Регулярные перевозки
3. История
4. Природа
Первое авиационное звено полигона № 5 министерства обороны СССР в 1955—1956 базировалось в аэропорту в посёлке Джусалы.
В 1956 году был построен аэродром «Ласточка» в 3 км к западу от посёлка Заря. Аэродром функционировал с 1956 по 1964 годы. Аэродром имел асфальтовую ВПП длиной 1200 м и грунтовую ВПП длиной 2000 м.
В июне 1957 года авиационное звено было переформировано в отдельную смешанную авиационную эскадрилью, а в 1960 на базе эскадрильи создан отдельный смешанный авиационный полк.
В 1964 году завершено строительство и введён в строй новый аэродром 1-го класса «Крайний» с бетонной ВПП длиной 3100 м, позволяющей принимать современные турбореактивные самолёты.
В середине 1960-х на аэродроме несло боевое дежурство звено истребителей-перехватчиков Су-9 для обеспечения противовоздушной обороны космодрома. Один из этих самолётов установлен на пъедестале в качестве монумента при въезде в аэропорт.
В 1960—1980-х основными транспортными самолётами, эксплуатировавшимися на Крайнем, были Ан-12, Ан-26 и Ил-14. Кроме того, в 1976—1989 на аэродроме базировались самолёты Ил-20РТ самолётные измерительные пункты.
До конца 1980-х годов на аэродроме эксплуатировались три грунтовые взлётно-посадочные полосы для поршневых самолётов: 10/28, 17/35, 05/23.
В конце 1980-х начале 1990-х самолёты Ил-14 были выведены из эксплуатации и утилизированы, им на смену пришли современные грузопассажирские самолёты Ан-72. В этот период аэродром активно использовался для транспортных и исследовательских полётов, связанных с опытно-конструкторскими работами по программе «Энергия»—«Буран» .
Первоначально ВПП и рулёжные дорожки аэродрома были построены из бетона. В 1983 году был проведён средний ремонт аэродрома, в ходе которого поверх бетона был уложен слой асфальта с добавлением гранитной крошки, вследствие чего с тех пор ВПП и рулёжные дорожки аэродрома имеют специфический красноватый цвет.
Аэродром «Крайний» является одним из памятных мест космодрома «Байконур»; во время визитов на космодром сюда многократно прибывали видные политики и руководители отечественной космонавтики, все советские и российские космонавты. В частности, здесь бывали С. П. Королёв, В. П. Бармин, В. П. Глушко, Л. И. Брежнев, Р. Я. Малиновский, А. А. Гречко, Д. Ф. Устинов.
С конца 1999 года авиаполк был переформирован в отдельную смешанную авиационную эскадрилью в составе одного отряда, двух звеньев самолётов и звена вертолётов. До конца 2008 года, когда эскадрилья была расформирована, в аэропорту базировались самолёты Ан-12, Ан-72, Ан-26 и вертолёты Ми-8.
В 2008 году на Байконуре закончился процесс расформирования войсковых частей, входивших в состав пятого государственного испытательного космодрома Минобороны РФ, и передача их объектов предприятиям российской ракетно-космической отрасли. В декабре байконурский аэропорт «Крайний» передан в ведение предприятия ЦЭНКИ. Специалисты организации определили перечень необходимых работ для сертифицирования аэродрома в «Росаэронавигации».
В августе—ноябре 2009 года проведён средний ремонт ВПП .
Поскольку аэродром построен более 40 лет назад, ныне он нуждается в реконструкции, которая будет включать капитальный ремонт ВПП и КДП, строительство нового аэровокзала и таможенного терминала, замена радиотехнического, светотехнического и метеорологического оборудования). Реконструкция, предположительно, будет проведена в 2011— 2012 годах. После завершения реконструкции аэродром сможет принимать большинство современных типов самолётов: Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», Боинг-747, 767, 777, Аэробус-А310, А320.
Просмотров: 4205
|