Авиация Крыло самолёта - Форма крыла

23 января 2011


Оглавление:
1. Крыло самолёта
2. Форма крыла
3. Основные элементы механизации крыла



Одна из основных проблем при конструировании новых самолётов — выбор оптимальной формы крыла и его параметров .

Прямое крыло

Основным достоинством крыла является его высокий коэффициент подъёмной силы даже при малых углах атаки. Это позволяет существенно увеличить удельную нагрузку на крыло, а значит уменьшить габариты и массу, не опасаясь значительного увеличения скорости взлёта и посадки. Данный тип крыла применяется в дозвуковых и околозвуковых самолётах с реактивными двигателями.

Недостатком, предопределяющим непригодность такого крыла при звуковых скоростях полёта, является резкое увеличение коэффициента лобового сопротивления при превышении критического значения числа Маха.

Примеры применения:

Стреловидное крыло

Shuttle Left Wing Cutaway Diagram.jpg

Данный вид крыла получил широкое распространение благодаря различным модификациям и конструкторским решениям. Недостатки:

  • пониженная несущая способность крыла, а также меньшая эффективность действия механизации;
  • увеличение поперечной статистической устойчивости по мере возрастания угла стреловидности крыла и угла атаки, что затрудняет получение надлежащего соотношения между путевой и поперечной устойчивостями самолета и вынуждает применять вертикальное оперение с большой площадью поверхности, а также придавать крылу или горизонтальному оперению отрицательный угол поперечного V;
  • отрыв потока воздуха в концевых частях крыла, что приводит к ухудшению продольной и поперечной устойчивости и управляемости самолета;
  • увеличение скоса потока за крылом, приводящее к снижению эффективности горизонтального оперения;
  • возрастание массы и уменьшение жесткости крыла.

Для избавления от отрицательных моментов используется крутка крыла, механизация, переменный угол стреловидности вдоль размаха, обратное сужение крыла либо отрицательная стреловидность

Примеры применения:

Крыло с наплывом

Оживальное крыло

Вариация стреловидного крыла. Маневренность ограничивается прежде всего статической и динамической прочностью конструкционных материалов, а также аэродинамическими характеристиками самолета.

Действия крыла оживальной формы можно описать как спиральный поток вихрей, срабатывающихся с острой передней кромки большой стреловидности в околофюзеляжной части крыла. Вихревая пленка вызывает также образование обширных областей низкого давления и увеличивает энергию пограничного слоя воздуха, увеличивая тем самым коэффициент подъёмной силы.

Примеры применения:

  • Конкорд

Сверхкритическое крыло

Интересный пример модификации стреловидного крыла. Используя уплощенные профили с изогнутой задней частью позволяет равномерно распределить давление вдоль хорды профиля и тем самым приводит к смещению центра давления назад, а также увеличивает критическое число Маха на 10-15 %.

Примеры применения:

Обратной стреловидности

Крыло обратной стреловидности

Крыло с отрицательной стреловидностью.
Преимущества:

  • позволяет улучшить управляемость на малых скоростях полёта;
  • повышает аэродинамическую эффективность во всех областях лётных режимов;
  • компоновка КОС оптимизирует распределения давления на крыло и переднее горизонтальное оперение;
  • позволяет уменьшить радиолокационную заметность самолёта в передней полусфере;

Недостатки:

  • КОС особо подвержено аэродинамической дивергенции при достижении определённых значений скорости и углов атаки;
  • требует конструкционных материалов и технологий, позволяющих создать достаточную жёсткость конструкции;

Примеры применения: серийный гражданский HFB-320 Hansa Jet, экспериментальный российский истребитель «Беркут».

Треугольное крыло

Треугольное крыло жёстче и легче как прямого, так и стреловидного и чаще всего используется при скоростях свыше M=2.

Недостатки:

  • возникновение и развитие волнового кризиса
  • большие сопротивления и более резкое падение максимального аэродинамического качества при изменении угла атаки, что затрудняет достижение большего потолка и радиуса действия.

Примеры применения: МиГ-21, Mirage 2000 -; Gloster Javelin, Avro Vulcan -.

Трапециевидное крыло

Примеры применения: F/A-18



Просмотров: 6622


<<< Крутка крыла
Лобовое сопротивление (аэродинамика) >>>