Авиация КСР-5

06 июля 2011


Оглавление:
1. КСР-5
2. Конструкция
3. Модификации
4. Эксплуатанты



Ту-16 с КСР-5 на пилоне. 1 марта 1983 года.

КСР-5 — советская сверхзвуковая крылатая ракета воздушного базирования дальнего радиуса действия авиационного ракетного комплекса К-26.

Предназначена для поражения радиолокационно-контрастных морских или наземных целей.

История

Разработка

Разработка ракетного комплекса К-26 со сверхзвуковой крылатой ракетой Д-5 была начата согласно Постановлению Совета Министров СССР от 11 августа 1962 года коллективом МКБ «Радуга» на основе опыта, полученного при создании и эксплуатации ракет КС-1, КСР-2 и КСР-11, но непосредственно за основу были взяты схема и конструкция ракеты Х-22 в качестве её уменьшенного варианта, для перевооружения самолётов типа Ту-16. Комплекс предназначался для борьбы с радиоконтрастными морскими и наземными целями и мог комплектоваться, либо фугасно-кумулятивным зарядом «М», либо ядерным «Н».

Государственные испытания комплекс К-26 с ракетой Д-5 проходил в 1964—1968 годах, но в полном объеме испытания с борта Ту-16 были завершены в 1969 году. Однако, уже с 1966 года началось серийное изготовление ракет под индексом КСР-5 на ДМЗ. 4 декабря 1969 года приказом Министра обороны СССР ракетный комплекс К-26 с ракетой КСР-5 был принят на вооружение.

За разработку КСР-5, группа сотрудников МКБ «Радуга» во главе с А. Я. Березняком в 1970 году была награждена Государственной премией.

В 1972 году была создана и с 1973 года стала поступать на вооружение морской авиации ракета КСР-5П оснащенная пассивной радиолокационной ГСН.

КСР-5 устанавливалась на реактивные дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-16 в вариантах исполнения Ту-16К-26, Ту-16К-10-26, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11.

Эксплуатация

Все носители Ту-16 переоборудовались под комплекс К-26 на авиаремонтных заводах. Дорабатывались Ту-16КСР-2-11 до варианта Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16КСР-2А в Ту-16КСР2-5. Морские Ту-16К-10 дорабатывались до уровня Ту-16К-10-26 и, вероятно, это был наиболее эффективный самолёт-носитель, так как позволял применять по цели как высотные и скоростные КСР-5, так и низковысотные ракеты К-10С.

Планировалось вооружить КСР-5 самолёты Ту-95 и 3М. Один самолёт Мясищева был переоборудован в носитель 3М-5 и успешно прошёл испытания. Были установлены: РЛС «Рубин-1МЕ», станция РЭП «Азалия», подкрыльевые держатели и аппаратура управления. На Ту-95М № 0601 также поставили РЛС «Рубин-1КВ», держатели и аппаратуру, но дальнейшего развития тема не получила.

Серийно выпускался и использовался имитатор ракеты, позволявший тренировать экипажи, не расходуя ресурс боевых ракет. Были переоборудованы в учебные три самолёта Ту-104А в Ту-104Ш, для тренировок штурманов. На пассажирскую машину устанавливалась РЛС «ЕН» и «Рубин-1К», подкрыльевые балочные держатели БД-352 и всё необходимое для тактических пусков оборудование.



Просмотров: 3480


<<< КСР-2
Метеорит (ракета) >>>