Авиация Лебедев, Владимир Александрович
22 января 2011Оглавление:
1. Лебедев, Владимир Александрович
2. Промышленная деятельность В. А. Лебедева
3. Таганрогский период В. А. Лебедева
4. Семья
Владимир Александрович Лебедев один из первых пилотов-авиаторов в России, Президент Всероссийского аэроклуба, видный энтузиаст и промышленник в области российского авиастроения, кавалер ордена Почетного легиона.
Биография
Родился в Петербурге в небогатой дворянской семье в 1879 году. Закончив юридический факультет Петербургского университета, он некоторое время служил по гражданскому ведомству, но потом вышел в отставку в звании коллежский секретарь. Начинался XX век время, когда в России только зарождалось авиационное дело. Впервые Лебедев увидел полёт аэроплана в небе Франции в 1908 году и, заболел авиацией. Вскоре, в 1909 году он строит свой планер. Фотографии этого планера публикуется в апрельском номере журнала «Огонёк». Но Лебедеву хотелось летать на аэропланах. В следующем году он со своим другом Генрихом Сегно приезжает в Париж авиационную столицу мира тех лет и законодательницу мод в авиации. Оба они уже испытали радость полёта. Сегно, поляк про национальности, также родом из Петербурга, по образованию инженер. Он тоже пытался построить планер собственной конструкции из бамбука и даже испытал радость полета длиной в … несколько секунд. В. Лебедев физически здоровый, крепкого телосложения, хороший спортсмен, умел произвести впечатление внешним лоском, манерами, однако средств на увлечение авиацией не хватало. Приехал он во Францию на собственный страх и риск учиться лётному делу в школе известного авиаконструктора и пилота Анри Фармана, которая находилась в Мурмелоне-лен-Гран. В мае 1910 года В. А. Лебедев блестяще выдерживает экзамен на звание пилота-авиатора и вскоре возвращается в Россию.
Диплом пилота-авиатора Владимир Лебедев получил 10 июня 1910 года под номером 98 и становится третьим после Михаила Ефимова и Николая Попова дипломированным пилотом-авиатором России и первым пилотом Петербурга.
Любопытно, что В. А. Лебедев уже в студенческие годы был заядлым спортсменом. Он был чемпионом России по велоспорту и прославился оригинальным рекордом девятнадцать часов подряд он гонял по Михайловскому манежу, проехав в общей сложности 375 километров. А уже находясь в Париже, 8 апреля 1910 года в самом начале своего обучения он устанавливает первый авиационный «рекорд», став «живым грузом» в действительно рекордном полете лётчика Даниэля Кине, который дольше других продержался в воздухе с пассажиром 2 часа 15 минут.
Вскоре Лебедев начинает самостоятельные полёты. 14 апреля он пролетел расстояние в 15 километров, а на следующий день удваивает расстояние. Многие французские, а потом и русские газеты публикуют сообщения о полётах Лебедева, особенно, выделив его полёт с пассажиром, который продолжался более часа и проходил на большой высоте.
Многие историки авиации называют Лебедева инженером это неверно, но видимо связано с тем, что ещё в 1909 году он уезжает во Францию и поступает там работать на авиационный завод в качестве механика. Досконально изучает процессы сборки летательных машин, организацию производства и потом часто выступает как авторитет и в области «летания» и в деле строительства самолетов.
Вернувшись в Россию после завершения учёбы в школе Анри Фармана, Лебедев получает предложение стать шеф-пилотом лётной школы Петербургского императорского аэроклуба. Впервые в небо России он поднимается 7 июня.
И уже вскоре в конце лета того же 1910 года он принимает предложение испытать новые аэропланы «Россия-А» и «Россия-Б», построенные на петербургском заводе. 12 августа на Гатчинском поле, принадлежавшем Учебному воздухоплавательному отряду, были выведены оба аппарата. Биплан «Россия-А» типа «Фарман-III» с двигателем «Рено» так и не смог взлететь не хватило мощности мотора, а вот на моноплане «Россия-Б» типа «Блерио» с 25-сильным мотором «Анзань» В. А. Лебедев поднялся в небо и очертил на нём небольшой плоский круг «блинчик». Это был первый в истории России испытательный полет.
В сентябре Владимир Лебедев успешно выступает на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем на Комендантском аэродроме в Петербурге. Тогда В.Лебедев совершил полет на аэроплане «Авиат» длительностью 3 часа 58 минут.
В сентябре В. А. Лебедев совершает демонстрационные полеты в Самаре, но основное время он уделяет своим ученикам в лётной школе. Среди его учеников были военные лётчики капитаны Ованесов и Докучалов, впоследствии отличившиеся на фронтах первой мировой войны. У него же обучалась летному делу первая русская авиатрисса Лидия Виссарионовна Зверева, получившая диплом пилота-авиатора Петербугского аэроклуба 11 августа 1911 года. Его первыми учениками были русские офицеры-поручики Е. В. Руднев, И. Л. Когутов и капитан Г. Г. Горшков. К осени 1910 года они стали первыми военными лётчиками, подготовленными в России. Владимир Лебедев обучал летному делу Николая Алексеевича Рынина, впоследствии профессора, известного специалиста в области ракетной техники; Василия Васильевича Каменского друга В. В. Маяковского и популярного литератора. Он же дал путевку в небо первому лётчику Болгарии Сотиру Черкезову. 15 мая 1911 года Лебедев совершает рекордный полёт на учебном самолете «Фарман» с четырьмя пассажирами на борту.
Просмотров: 3952
|