Авиация Ленинградское самолётное дело - Подготовка акции
23 января 2011Оглавление:
1. Ленинградское самолётное дело
2. Подготовка акции
3. Арест и судебный процесс
4. Последующие события
5. Мнения и оценки
6. Отражение в искусстве
Как вспоминал руководитель ленинградской подпольной сионистской группы Гилель Бутман, в ноябре 1969 года изучавший иврит бывший пилот Марк Дымшиц предложил ему не дожидаться больше официального разрешения на выезд в Израиль, а захватить самолёт и вырваться за рубеж. Началось обсуждение вариантов. Сначала предполагалось заранее выкупить билеты на определённый рейс, захватить авиалайнер «Ту-124» на маршруте «Ленинград-Мурманск» и приземлиться в Швеции или Финляндии. Объяснить еврейскую внешность большинства пассажиров предлагалось просто: люди летят на свадьбу. Отсюда появилось кодовое название «Операция „Свадьба“». На исследование технической возможности захвата самолёта руководство организации выделило деньги. Совершили несколько полётов. Дымшиц у знакомого пилота осторожно выяснил вопрос о наличии оружия у экипажа. Выяснилось, что лётчики получают пистолеты, но при себе, как правило, не носят.
В течение января-марта 1970 года Бутман подбирал «пассажиров». Самым надёжным он в общих чертах сообщал о плане захвата самолёта. Остальным говорил, что может возникнуть рискованная возможность нелегально бежать в Израиль, но шанс на благополучный исход высок. После тщательной проработки плана была назначена дата акции 2 мая 1970 года. Но возникли сомнения: нейтрализовать требовалось экипаж из 5 человек, и не исключено кого-то из «сторонних» пассажиров; сложно было найти требуемое количество в полсотни репатриантов; летавший на небольших самолётах Дымшиц опасался, что может не справиться с управлением Ту-124.
В начале апреля 1970 г. организаторами был сделан запрос о мнении официальных властей Израиля, и после получения отрицательного ответа операцию решили отменить. Но Дымшиц не подчинился этому решению и вместе с группой Эдуарда Кузнецова продолжил подготовку «свадебного путешествия» . Появился новый план: под видом пассажиров прибыть в небольшой город Приозерск Ленинградской области, где захватить прибывший из ленинградского аэродрома «Смольное» самолёт Ан-2 рейса № 179 «Ленинград—Приозерск». Экипаж в составе двух человек решили отстранить от управления, связать и, сунув в рот кляпы, выгрузить из самолёта. Затем управление самолётом должен был взять М. Дымшиц. Предполагалось на низкой высоте перелететь советско-финскую границу и приземлиться в городе Боден, где сдаться властям. По прилёте предполагалось устроить пресс-конференцию о положении евреев в СССР. Мировое общественное мнение должно было побудить свои правительства оказать давление на СССР с целью добиться разрешения на выезд евреев в Израиль.
Всего в акции принимало участие 16 человек: Марк Дымшиц, Эдуард Кузнецов, С. Залмансон, А. Г. Мурженко, Ю. П. Федоров, А. Альтман, М. Бодня, А. Дымшиц, В. Залмансон, И. Залмансон, Иосиф Менделевич, Б. С. Пэнсон, Л. Хнох, М. Хнох и две дочери Дымшицов.
Перед выездом на аэродром организаторам акции стало известно, что КГБ знает об их планах и арестует всех до посадки в самолёт. Тогда Кузнецов сказал Мурженко и Федорову: «Ясно, что улететь не удастся. Вы не евреи, зачем вам подставлять себя ради еврейской проблемы эмиграции в Израиль? Мы не будем обижаться на вас, если вы сейчас не выступите с нами». Но те ответили: «Раз мы пошли с вами, пойдём до конца».
Просмотров: 5008
|