Авиация Летающий кран
23 января 2011Оглавление:
1. Летающий кран
2. В СССР
Летающий кран — вертолёт, предназначенный для транспортировки грузов на внешнем подвесе. Летающий кран специальной постройки не нуждается в объёмной грузовой кабине, поэтому его грузоподъёмность выше, чем у вертолёта общего назначения с той же силовой установкой. Гражданские летающие краны применяются в строительстве в отдалённых районах, при монтажных работах в высотном строительстве, при вывозе леса с горных лесосек.
В США
Первым вертолётом, применённым в роли летающего крана, считается лёгкий Bell 47; на практике, первым успешно применявшимся вертолётом для перевозки грузов на внешнем подвесе, был Sikorsky S-58.
Hughes XH-17
В январе 1946 министерство обороны США объявило условия конкурса на проект тяжёлого транспортного вертолёта, рассчитанного на транспортировку контейнера размером 2,44×2,44×6,10 м и массой 4536 кг. При этом конструкция должна была быть разборной, позволяя перевозку по частям обычными армейскими грузовиками. Понимая сложность задания, военные разбили его на две фазы — предпоектные исследования и собственно проектирование. В том же году победителем была объявлена Kellett Aircraft. В 1948 Kellett разорилась, и её контракты вместе с конструкторским бюро перешли к Hughes Helicopters.
Hughes XH-17, полетевший в 1952 после многочисленных аварий и доработок, был не только самым тяжёлым вертолётом своего времени, но и официально носил прозвище «летающий кран». XH-17 по сей день держит рекорд по диаметру несущего винта — 36.9 м.
Прототип XH-17, собранный из узлов различных серийных машин, имел уникальную силовую установку — воздух от компрессоров ТРД подавался к камерам сгорания на концах лопастей, куда одновременно подавалось и сжигалось топливо. Это позволило обойтись хвостовым винтом малого размера, но XH-17 оказался крайне неэкономичным: дальность полёта составила всего 64 км. На испытаниях машина сумела оторвать от земли 13.2 т груза. После того, как в 1955 силовая установка прототипа выработала свой ресурс, Хьюз и Пентагон отказались от доводки XH-17.
Sikorsky CH-54 / Sikorsky S-64 / Erickson S-64
В 1958 Sikorsky Aircraft приступил к проектированию летающего крана на базе Sikorsky S-60, на тот момент располагавшего максимальной среди американских вертолётов грузоподъёмностью. Прототип S-64 взлетел 9 мая 1962 и в том же году принят на вооружение; всего по заказам Пентагона было выпущено 105 машин. Вертолёт был построен по «модульной схеме», предложенной генералом-десантником Джеймсом Гевином: грузовой отсек, выполненный в форме контейнера, был выполнен съёмным, и демонтировался при использовании вертолёта как летающего крана. Производитель предлагал модификацию, позволявшую поднимать груз на внешнем подвесе без демонтажа грузового отсека, но Пентагон отказался от него. Машина оказалось долговечной и продолжает использоваться в гражданской авиации.
C 1992 года все права на производство S-64 принадлежат компании Erickson Air-Crane, продолжающей строить новые машины и восстанавливать старые. Среди объектов, строившихся с применением S-64 — Си-Эн Тауэр в Торонто. Восстановленные S-64 имеют грузоподъёмность 11.3 т в строительном варианте и 10.0 т - в противопожарном.
Kaman K-MAX
Летающий кран К-MAX был спроектирован «с нуля», исходя из требований перевозки гражданских грузов массой до 2.5 т на гибком подвесе. Для того, чтобы пилот — единственный член экипажа — мог управлять погрузкой и разгрузкой, фюзеляж К-МАХ сделан предельно узким, с хорошим обзором в стороны и вниз. Первый образец поднялся в воздух в 1991, мелкосерийное производство Kaman в 1994—2003 годах выпустило 37 машин. К-МАХ применяются при строительстве и вывозе леса из удалённых и горных районов США, Австрии, Кореи, Колумбии, Перу, Швейцарии, Японии. Практика показала высокую аварийность малого летающего крана: из 37 машин 12 потеряны из-за ошибок пилотов и технических неисправностей.
Просмотров: 2613
|