Авиация Lockheed/Boeing F-22 Raptor - Лётные происшествия

01 мая 2011


Оглавление:
1. Lockheed/Boeing F-22 Raptor
2. Особенности самолёта
3. Эксплуатация
4. Экономические показатели
5. Лётные происшествия



По состоянию на ноябрь 2010 года, в лётных происшествиях было потеряно четыре истребителя F-22 Raptor:

  • 25 апреля 1992 года прототип YF-22A потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан.
  • 20 декабря 2004 года F-22A разбился при взлёте с авиабазы Неллис, пилот катапультировался.
  • 25 марта 2009 года F-22A разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.
  • 16 ноября 2010 года F-22A Block 30 разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб.

Тактико-технические характеристики F-22

Источники

Технические характеристики

Проекции самолёта F-22A
  • Размах крыла: 13,56 м
  • Длина самолёта: 18,90 м
  • Высота самолёта: 5,09 м
  • Площадь крыла: 78,04 м²
  • Площадь В. О.: 16,54 м²
  • Площадь Г. О.: 12,63 м²
  • Экипаж: 1 человек
  • Масса:
  • БРЭО: 858 кг
  • Пустого: 19700 кг
  • Нормальная взлётная: 30206 кг
  • Боевая: 25776 кг
  • Максимальная: 38000 кг
  • Нагрузка:
  • Нормальная: 1116 кг
  • Максимальная: 10370 кг
  • Топливо: 9367 кг
  • ПТБ: 7200 кг
  • Нагрузка на крыло:
  • при максимальной взлётной массе: 487 кг/м²
  • при нормальной взлётной массе: 387 кг/м²
  • боевая: 330 кг/м²
  • Процентный состав материалов в конструкции планера:
  • Алюминиевые сплавы: 16 %
  • Титановые сплавы: 39 %
  • Композиты: 24 %
  • ЭПР: по данным различных источников, от 0,0001 до 0,3—0,4 м²
Pratt & Whitney F119

Двигатель

  • Тип двигателя: 2х ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100
  • Статическая форсированная тяга: 15876 кгс
  • Тяговооруженность:
  • боевая: 1,23
  • при нормальной взлётной массе: 1,05
  • при максимальной взлётной массе: 0,83
Трансзвуковой полёт над авианосцем Джон К. Стеннис

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2100 км/ч)
  • Максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч
  • Крейсерская скорость: 950 км/ч
  • Дальность:
  • без ПТБ, боевая: 1900 км
  • без ПТБ, нормальная: 2500 км
  • 100 % внутри + 2 ПТБ: 3330 км
  • 100 % внутри + 4 ПТБ: 5700 км
  • на скорости 1,78 M: 1300 км
  • Боевой радиус: 760—1100 км
  • Практический потолок: 22000 м
  • Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G
  • Потребная длина ВПП: 915 м
  • Обслуживание: 13 человеко-часов на час полёта
  • Скорость крена: 1,745 рад/с
  • Расчётный ресурс самолёта: 8000 ч
  • Рабочее давление гидросистемы: 560 кг/см²
РЛС с АФАР APG-77

Авионика

Источники

  • БРЛС: РЛС с АФАР APG-77
  • Максимальная дальность обнаружения: до 210 км
  • Масса: 553,7 кг
  • Потребляемая мощность: 16533 Вт
  • Объём: 0,565 куб.м
  • Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин
  • Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин
  • Диаметр АФАР: 0,813 м
  • масса: 219,1 кг
  • Объём: 0,275 м³
  • Рассеиваемая мощность: 8278 Вт
  • Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин
F-22 на фоне вечернего неба
  • '''AN/ALR-94''' Станция предупреждения об облучении, состоит из 30 датчиков, расположенных в фюзеляже, позволяет получать информацию о радиолокационной обстановке и применять оружие, дальность действия 250 миль
  • '''AN/AAR 56''' ИК система предупреждения о ракетной атаке

ЭПР F-22

В опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук» том 73, № 9, с. 848 статье «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» в основу которой положено научное сообщение на Президиуме РАН, авторы Погосян, Михаил Асланович — чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса «Сухой» и Лагарьков, Андрей Николаевич — чл.-корр. РАН, директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединенного института высоких температур РАН, дают такую оценку ЭПР истребителя F-22, цитата:

«Если в 1980-х годах самолёты типа F-15 имели ЭПР более 10 м² то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1—1.5 м², а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, — 0.3 м²»

— «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий»

1 марта 2010 года Премьер-министр Владимир Путин посетил Опытно-конструкторское бюро «Сухого». Во время визита, главный конструктор самолёта ПАК-ФА Т-50 — А. Н. Давиденко сказал следующее:

«Самолёты четвертого поколения — российские Су-27 или американский F-15 — имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 м². У самолёта F-22 — 0,3-0,4 м². У нас аналогичные требования к заметности»

— А.Н.Давиденко об ЭПР F-22 и ПАК-ФА

Существует и другая точка зрения на показатели ЭПР, опубликованная на сайте GlobalSecurity.org, в статье, посвященной F-35:

According to November 2005 reports, the US Air Force states that the F-22 has the lowest RCS of any manned aircraft in the USAF inventory, with a frontal RCS of 0.0001~0.0002 m², marble sized in frontal aspect. According to these reports, the F-35 is said to have an RCS equal to a metal golf ball, about 0.0015 m², which is about 5 to 10 times greater than the minimal frontal RCS of F/A-22. The F-35 has a lower RCS than the F-117 and is comparable to the B-2, which was half that of the older F-117. By comparison, the RCS of the Mig-29 is about 5 m².

— F-35 Joint Strike Fighter Lightning II

Сайт F-16.net позднее опубликовал данные о характеристиках F-22 со ссылкой на компанию Lockheed Martin:

Repeating from a statement from November, 2005, the company says that the F-22s over-performance includes a radar cross section that is «better» than was contracted for. That classified requirement has been calculated at a −40 dBsm, about the size of a steel marble.

— F-16.net

Судить о достоверности данных, предоставляемых американскими и российскими специалистами в данный момент сложно, потому что F-22 Raptor ещё никогда не принимал участие в боевых действиях, однако, можно сделать некоторые выводы, учитывая практику боевого применения малозаметных ударных самолётов F-117: в ходе войны НАТО против Югославии был сбит один F-117 и ещё один был поврежден, совершил вынужденную посадку. Уничтоженный самолёт был сбит зенитно-ракетной системой С-125, способной атаковать цели с ЭПР не менее 0,3—0,5 м², однако, заявленная американцами эффективная поверхность рассеивания F-117 составляет 0,025 м², что делало бы невозможным его обнаружение и, тем более, уничтожение данной зенитно-ракетной системой. Этот факт может свидетельствовать о дезинформации как с американской стороны, так и с российской.



Просмотров: 4191


<<< Lockheed Martin F-35 Lightning II
McDonnell Douglas F-15 Eagle >>>