Авиация Lockheed Martin F-35 Lightning II - Конструкция
08 июня 2011Оглавление:
1. Lockheed Martin F-35 Lightning II
2. Программа JSF
3. Конструкция
4. Модификации
5. Эксплуатация
6. Тактико-технические характеристики F-35
7. Критика проекта F-35
8. F-35 Lightning II в культуре
9. Интересные факты
На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22 и выпускаться в трёх модификациях: F-35A; F-35B и F-35C F-35A будет оснащен двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель варианта F-35B разработан с участием Rolls-Royce Defence. На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.
Вертикальная посадка F-35B
Вариант истребителя F-35B, предназначенный для морского базирования, способен выполнять вертикальные взлет и посадку.
Для этого сопло двигателя F-35B способно поворачиваться вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установлен вентилятор, создающий подъёмную тягу и связанный с главным двигателем жесткой передачей. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется посредством разнотяга подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека.
Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом. Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому как правило взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Поэтому F-35B называют самолётом короткого взлета и вертикальной посадки.
Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B подъёмного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолётов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолёт несет «мертвый груз» в виде подъёмных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений существенное снижение дальности полета.
Самолёт авианосного базирования F-35C
Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A и F-35B, является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца - с использованием аэрофинишера.
В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта, содержит элементы, изготовленные из титана.
Первый полет самолёта F-35C состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.
Шлем пилота F-35
Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.
Просмотров: 10583
|