Авиация Лойко, Иван Александрович
22 января 2011Оглавление:
1. Лойко, Иван Александрович
2. Награды
Иван Александрович Лойко — российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны. Участник белого движения.
Биография
Иван Александрович Лойко родился 6 февраля 1892 года в селе Рубилки Самохваловического уезда Минской губерни. После окончания в 1905 году церковно-приходской школы, Иван Лойко поступил в Минское реальное училище, на специальность механика, которое окончил в 1913 году. 1 октября 1914 года Иван Александрович окончил Алексеевское военное училище, получив звание подпоручика и направление в 59-й запасной пехотный батальон. Однако по собственному желанию перевёлся в Императорский военно-воздушный флот России, на Качинское отделение авиационной школы в Севастополе, которую закончил 20 апреля 1915 года, получив звание военного лётчика.
Первая мировая война
Лойко был направлен в 30-й корпусный авиотряд. Несмотря на то, что практически все вылеты сводились к бомбардировке или разведке, уже 6 августа Иван Александрович был награждён орденом св. Анны 4-й степени. 25 мая 1916 года Иван Лойко был назначен командиром только что созданного 9-го истребительного авиотряда, который вскоре был переброшен на Румынский фронт. 26 октября Лойко сбил свой первый самолёт и к осени 1917 года на его счету было уже 5 воздушных побед. К концу войны Иван Лойко имел более 500 лётных часов и провёл более 100 боёв, в которых сбил 6 самолётов противника.
Белое движение
В декабре 1917 года Лойко вступил в Украинский авиационный отряд, однако вскоре перебрался на Дон и вступил в Добровольческую армию. В 1918 году Иван Александрович получил звание капитана, а затем, 30 сентября 1919 года, звание полковника. В составе Русской армии Врангеля, принимал участие в разгроме конной группы Жлобы.
В конце ноября 1920 года Иван Лойко эвакуировался из Крыма вместе с частями Русской армии на французском транспорте для перевозки угля «Сцегед» совершенно, не приспособленном для перевозки людей. На него было погружено 2 475 беженцев. Эвакуация прошла в очень тяжелых условиях, прежде всего из-за тесноты, большой скученности, паразитов и отсутствия света. 29 ноября 1920 года «Сцегед» прибыл в порт Дубровник Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, после небольшого карантина, высадка русских беженцев была окончена к утру 6 декабря.
Возвращение в СССР
Перебравшись в 1921 году в Югославию, Иван Лойко устролися лётным инструктором в Нови-Саде. После публикации постановления ВЦИК об амнистии офицеров белого движения, Лойко вернулся в СССР и 29 мая 1924 года был направлен Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков на должность лётчика-инструктора I разряда.
Арест и заключение
14 августа 1929 года Иван Александрович Лойко был обвинён в шпионаже в пользу Румынии и коллегией ОГПУ приговорён к 10 годам концлагерей. До 1931 года Лойко содержался в Бутырской тюрьме, а затем в экспедиции особого назначения на острове Вайгач. В 1934 году он был отпущен на свободу.
С сентября 1934 года Иван Александрович устроился инженер-механиком транспортнго отдела Вайгачского Горно-рудного треста. Судьба Ивана Александровича Лойко после 1936 года неизвестна. По некоторым версия он погиб в апреле или сентябре 1936 года.
Просмотров: 1822
|