Авиация Люлька, Архип Михайлович
22 января 2011Оглавление:
1. Люлька, Архип Михайлович
2. Награды и звания
Архип Михайлович Люлька марта 1908, село Саварка Каневского уезда Киевской губернии Российская империя 1 июня 1984, Москва) советский учёный и конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР, руководитель ОКБ им. А. М. Люльки.
Биография
Архип Люлька родился в селе Саварка, Каневского уезда, Киевской губернии, Российской империи. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. Работал на Харьковском турбогенераторном заводе.
1933—1939 годах преподаватель Харьковского авиационного института, работа над проектом ТРД с центробежным компрессором.
В 1939—1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД, явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором.
В 1941—1942 годах работал на танковом заводе в Челябинске, а с 1943 года продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД.
Совместно с начальником ОКБ-301 М. И. Гудковым в марте 1943 года предложили руководству СССР проект нового штурмовика с ВРД Гу-ВРД. Однако, отечественные специалисты были не готовы принять это предложение, несмотря на убеждённость разработчиков в реальности воплощения этого проекта.
С 1946 года является главным конструктором опытного завода. Под руководством Люльки создан первый советский ТРД, прошедший в феврале 1947 года государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.
в 1950—1960 годах преподаватель в МАИ . В 1957 году присвоено звание Генеральный конструктор.
В 1967—1984 годах председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Просмотров: 1855
|