Авиация Маргелов, Василий Филиппович - Вклад в становление и развитие ВДВ
22 января 2011Оглавление:
1. Маргелов, Василий Филиппович
2. Вклад в становление и развитие ВДВ
3. Семья
4. Награды и звания
5. Труды
Генерал Павел Федосеевич Павленко:
В истории Воздушно-десантных войск, да и в Вооруженных Силах России и других стран бывшего Советского Союза его имя останется навсегда. Он олицетворял целую эпоху в развитии и становлении ВДВ, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом…
…В. Ф. Маргелов понял, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты. Он категорически отверг установку на удержание захваченного десантом района до подхода наступающих с фронта войск методом жёсткой обороны как пагубную, ибо в этом случае десант будет быстро уничтожен.
Полковник Николай Фёдорович Иванов:
Под более чем двадцатилетним началом Маргелова десантные войска стали одними из самых мобильных в боевой структуре Вооружённых Сил, престижных службой в них, особо почитаемых в народе… Фотография Василия Филипповича в дембельские альбомы шла у солдат по самой высокой цене за комплект нагрудных знаков. Конкурс в Рязанское воздушно-десантное училище перекрывал цифры ВГИКа и ГИТИСа, а срезавшиеся на экзаменах абитуриенты по два-три месяца, до снегов и морозов, жили в лесах под Рязанью в надежде, что кто-то не выдержит нагрузок и можно будет занять его место. Дух войск витал настолько высоко, что вся остальная Советская Армия зачислялась в разряд «соляры» и «шурупов».
Вклад Маргелова в формирование воздушно-десантных войск в их нынешнем виде нашёл отражение в шуточной расшифровке аббревиатуры ВДВ «Войска дяди Васи».
Теория боевого применения
В военной теории считалось, что для немедленного использования ядерных ударов и сохранения высоких темпов наступления необходимо широкое применение воздушных десантов. В этих условиях Воздушно-десантные войска должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям войны и отвечать военно-политическим целям государства.
По словам командующего Маргелова: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться».
Для достижения поставленных целей под руководством Маргелова была разработана концепция роли и места ВДВ в современных стратегических операциях на различных театрах военных действий. На эту тему Маргеловым написан ряд работ, а также успешно защищена кандидатская диссертация. В практическом плане регулярно проводились учения и командирские сборы ВДВ.
Вооружение
Необходимо было преодолевать разрыв между теорией боевого применения ВДВ и сложившейся организационной структурой войск, а также возможностями военно-транспортной авиации. Вступив в должность Командующего, Маргелов получил войска, состоящие, в основном, из пехоты с лёгким вооружением и военно-транспортной авиации, которая была оснащена самолётами Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 с существенно ограниченными десантными возможностями. Фактически ВДВ не были способны решать крупные задачи в военных операциях.
Маргелов инициировал создание и серийное производство на предприятиях военно-промышленного комплекса средств десантирования, тяжёлых парашютных платформ, парашютных систем и тар для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов. «Технике не прикажешь, поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надёжных парашютов, безотказной работы тяжёлой воздушно-десантной техники», говорил Маргелов при постановке задач своим подчинённым.
Для десантников создавались модификации стрелкового оружия, упрощающие его десантирование на парашюте меньший вес, складывающийся приклад.
Специально для нужд ВДВ в послевоенные годы разрабатывалась и модернизировалась новая боевая техника: авиадесантная Самоходная артиллерийская установка АСУ-76, лёгкая АСУ-57, плавающая АСУ-57П, самоходная установка АСУ-85, гусеничная боевая машина Воздушно-десантных войск БМД-1. После поступления первых партий БМД-1 в войска было разработано семейство вооружения на её базе: артиллерийские самоходные орудия «Нона», машины управления огнём артиллерии, командно-штабные машины Р-142, радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы, разведывательная машина. Зенитные части и подразделения также оснащались бронетранспортёрами, на которых размещались расчёты с переносными комплексами и боезапасом.
К концу 50-х годов были приняты на вооружение и поступили в войска новые самолёты Ан-8 и Ан-12, которые обладали грузоподъёмностью до 10-12 тонн и достаточной дальностью полёта, что делало возможным десантирование больших групп личного состава со штатной боевой техникой и вооружением. Позднее стараниями Маргелова Воздушно-десантные войска получили новые военно-транспортные самолёты Ан-22 и Ил-76.
В конце 50-х годов на вооружении войск появились парашютные платформы ПП-127, предназначенные для десантирования парашютным способом артиллерии, автотранспорта, радиостанций, инженерной техники и др. Были созданы парашютно-реактивные средства десантирования, которые за счёт создаваемой двигателем реактивной тяги позволяли приблизить скорость приземления груза к нулю. Такие системы позволяли значительно удешевить десантирование за счёт отказа от большого количества куполов большой площади.
5 января 1973 года впервые в мировой практике в СССР было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, старший лейтенант Маргелов Александр Васильевич, а механиком-водителем подполковник Зуев Леонид Гаврилович.
23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту майором Маргеловым Александром Васильевичем и подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем. Десантирование производилось с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Через двадцать лет за подвиг семидесятых годов обоим было присвоено звание Героя России.
Просмотров: 7337
|