Авиация МАС-1 - Описание конструкции

06 июля 2011


Оглавление:
1. МАС-1
2. Описание конструкции
3. Оценка проекта



МАС-1 представлял собой приспособленную для передвижения на земле и по воздуху машину специальной конструкции, созданную на базе узлов и агрегатов лёгкого колёсно-гусеничного танка БТ-7. Компоновочно танк имел моторное отделение в носовой части корпуса, совмещённые отделение управления и боевое отделение — в средней части, и трансмиссионное — в кормовой. Экипаж состоял из двух человек — механика-водителя и командира танка, выполнявшего также функции стрелка и радиста. Члены экипажа размещались в корпусе танка друг за другом, при этом сиденье командира жёстко связывалось с башней. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через люк над моторно-трансмиссионным отделением.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 3, 4, 7 и 10 мм. Для улучшения аэродинамических свойств машины ему были приданы обтекаемые очертания. Башня — полусферическая, из катаных броневых листов толщиной 10 мм.

Вооружение

Макет танка МАС-1, вид спереди. Хорошо видно расположение вооружения машины

Вооружение танка состояло из двух спаренных 12,7-мм крупнокалиберных пулемётов ДК в башне и 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС в корпусе, приспособленного для стрельбы через канал вала винта. Прицеливание осуществлялось через телескопические оптические прицелы. Боекомплект составляли 2000 патронов к пулемётам ДК и 3000 патронов к пулемёту ШКАС.

Средства наблюдения и связи

Экипаж осуществлял наблюдение через смотровые щели, защищённые триплексами.

Связь осуществлялась при помощи установленной в боевом отделении стандартной радиостанции 71-ТК с поручневой антенной на башне.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силового агрегата использовался карбюраторный V-образный двенадцатицилиндровый авиационный двигатель водяного охлаждения М-17би мощностью 716 л.с. В передней части двигателя располагались передача на воздушный винт, механизм складывания лопастей и масляный бак, а с обеих сторон от него — радиаторы жидкостного охлаждения. Для доступа к двигателю во время его работы перегородка между моторным отделением и отделением управления была решена разборной и оборудовалась люками. В верхнем и нижнем броневых листах имелись люки для осмотра двигателя и демонтажа водяной помпы и масляного насоса соответственно. С трансмиссией двигатель соединялся посредством карданного вала. Главная фрикционная муфта, согласно проекту, имела два варианта размещения — в моторном или в трансмиссионном отделении.

В трансмиссионном отделении размещались четырёхскоростная механическая коробка переключения передач, главная фрикционная муфта, две бортовых фрикционных муфты сухого трения, два бортовых редуктора и механизм складывания крыльев и хвостового оперения, а также две аккумуляторные батареи и два топливных бака общей ёмкостью 480 л. Осмотр коробки переключения передач и регулировка бортовых фрикционов осуществлялась через люки над отделением. На главном валу коробки передач находились бортовые фрикционы и ленточные тормоза с накладками феродо. Привод от неё на ведущие колёса осуществлялся посредством бортовых редукторов на гусеничном ходу и посредством передач-«гитар» — на колёсном.

Ходовая часть

Макет танка МАС-1. Гусеничные ленты надеты, приспособления для полёта частично раскрыты
Макет танка МАС-1. Гусеничные ленты сняты, приспособления для полёта раскрыты полностью

Ходовая часть — колёсно-гусеничная, для полёта использовались складные выдвижные крылья и хвостовое оперение, а также складывающийся воздушный винт.

Подвеска — типа Кристи, индивидуальная, на горизонтальных пружинах. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырёх опорных катков с резиновыми бандажами, переднего направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и заднего ведущего колеса. На колёсном ходу передняя пара опорных катков становилась управляемой, а задняя — ведущей.

Складывающиеся и выдвижные крылья машины прямой формы состояли из поворотной наружной и выдвижной внутренней половин. Крепившаяся к корпусу машины по схеме «среднеплан» наружная половина крыла имела возможность поворота на 90° назад вокруг оси крепления; внутренняя половина крыла выдвигалась из наружной при помощи механизма с приводом от двигателя танка и механически стопорилась. Обшивка складных крыльев выполнялась из броневой стали, выдвижных — из нержавеющей. Размах крыльев в развёрнутом положении достигал 16,2 м, а площадь — 32 м².

Выдвижное хвостовое оперение состояло из стабилизатора, киля и рулей высоты и направления, расположенных на концах четырёх попарно соединённых лонжеронов, в свою очередь крепившихся внутри корпуса танка на специальных каретках и выдвигавшихся или задвигавшихся одновременно с крыльями.

В носовой части корпуса находился складывающийся двухлопастной воздушный винт. При использовании машины на местности металлические лопасти, крепившиеся во втулке винта на специальных осях, при помощи двух рычагов с тягами складывающего механизма поворачивались назад и полностью убирались в предназначенные для них горизонтальные ниши корпуса, закрывавшиеся механизированными броневыми створками.

Управление машиной на гусеничном ходу осуществлялось при помощи двух рычагов бортовых фрикционов, на колёсном — при помощи рулевого колеса, а в полёте — двумя педалями привода руля высоты и элеронов.



Просмотров: 2218


<<< МАИ-58
МБР-2 >>>