Авиация Messerschmitt Me.262 - Производство

27 июня 2011


Оглавление:
1. Messerschmitt Me.262
2. История создания
3. Конструкция
4. Серийные модификации
5. Производство
6. Недостатки Me.262
7. Боевое применение
8. Разработки на основе Me.262 в других странах
9. Сохранившиеся Me.262
10. Некоторые асы люфтваффе, летавшие на Me.262
11. Упоминания в художественной литературе и кино



Организация производства

Первичный порядок производства

Вначале самолёты Me.262 производились на заводах Мессершмитта в Аугсбурге, Регенсбурге и в Лейпхейме. Эти заводы не были едиными промышленными предприятиями. Например, заводы в Аугсбурге и в Регенсбурге, где были построены все прототипы, представляли собой множество мелких мастерских, подчинённых материнской фабрике. В Лейпхейме же, где производилась сборка самих самолётов, находилась лишь мастерская при аэродроме. Причём первые серийные «мессершмитты» из-за занятости ангаров транспортными самолётами Me.323 «Гигант» собирались на краю аэродрома.

К началу серийного производства Me.262, во второй половине 1944 года, немецкая промышленность уже испытывала серьёзные трудности, вызванные тотальными бомбардировками рейха, а также оттоком квалифицированных инженеров и рабочих на фронты. Ощущался дефицит сырья, топлива и электроэнергии, нередки были перебои с их поставкой. Транспортное сообщение между предприятиями было затруднено. Как результат, ни один месячный план выпуска самолётов не был выполнен, а производственные расходы возросли в несколько раз.

Реорганизация производства

Уже в 1943 году, после серии авианалётов на заводы Мессершмитта, было принято решение о трёхэтапной реорганизации производства. На первой фазе реорганизации планировалось рассредоточение производства. На второй фазе децентрализованное производство переводилось в шахты и тоннели. На третьей фазе производство должно было быть вновь собрано на шести крупных, хорошо укреплённых и замаскированных фабриках.

В результате первых двух, связанных с децентрализацией, фаз производственные задания, которые ранее выполняли 27 заводов, были распределены между 300 фирмами, включавшими в себя более 700 малых мастерских, сборочных участков и складов. Все они находились на юге и юго-востоке Германии, а также в Австрии и в Чехословакии. Эти производственные объекты были укрыты от воздушной разведки противника в естественных пещерах, тоннелях автострад или же просто в лесах, за что получили название «лесные фабрики».

Изготовленные на «лесных фабриках» самолёты проходили на них лишь частичные испытания, после чего, стартуя с близлежащих автострад, перелетали на аэродром назначения, где проходили лётные испытания и передавались люфтваффе.

Первые две фазы реорганизации производства были временной мерой, рассчитанной на то, что разбросанные и замаскированные небольшие предприятия станут слишком мелкой и неудобной целью для бомбардировщиков, а разрушение некоторых фабрик не так сильно скажется на работе всего производства. Как недостаток, работа всей системы стала сильно зависеть от транспортного сообщения, и нередко прерывалась.

Проблемы, связанные с разбросанностью производства, должны были разрешиться с переходом на третью фазу реорганизации — программе «Лесной голубь». В рамках этой программы планировалось создание шести крупных самодостаточных фабрик, хорошо замаскированных и неуязвимых от ударов с воздуха.

Сборка Me.262 на фабрике Werk A

Одна из этих фабрик, Werk A, оборудовалась в подземных галереях шахты по добыче каолиновой глины. Строительство фабрики началось в апреле 1944 года. Под землей, кроме производственных и сборочных участков, имелось так же и стрельбище для проверки вооружения, участок испытания двигателей, заправка и взлётно-посадочная полоса. Вылетающие из пещеры самолёты осуществляли 130-километровый перелёт до аэродрома Цербст, где после осмотра они передавались люфтваффе.

Несмотря на то, что строительство фабрики Werke A к моменту её захвата американскими войсками не было завершено, на ней было выпущено 27 самолётов, а ещё 10 машин находились в стадии сборки. Ещё пять самолётов было собрано позже, уже под наблюдением американских специалистов.

Остальные пять фабрик реорганизованного производства строились «с нуля». Каждая из них представляла собой три полуподземных бункера размером 84×400 метров, увенчанных выходящим на поверхность бетонным сводом толщиной 5,5 метров. Сверху своды должны были быть засыпаны землёй, на которой планировалась высадка растительности, подобной окружающей. Внутри бункеров строилось по 5 этажей, разделённых 5-метровыми перекрытиями с 38-мм бронеплитами. Общая высота каждого бункера должна была составлять 46 метров.

На нижних этажах должны были располагаться механики. Выше находились производственные и сборочные цеха, а верхний этаж представлял собой взлётно-посадочную полосу. Её длины было достаточно для взлёта производившегося здесь же ракетного истребителя-перехватчика Me.163, но для Me.262 с большей длиной разбега планировалось её продолжить и замаскировать сверху.

Подземные фабрики были рассчитаны на крупносерийное производство: планируемый выпуск Me.262, при 3-сменной работе 90-тысячного персонала, должен был составлять 1000—1200 самолётов в месяц.

Строительством объектов занималась организация Тодта. В качестве рабочей силы, в основном, использовались евреи и советские военнопленные из концлагерей. Например, в строительстве фабрики Weingut II принимало участие 300 тысяч человек. Из них погибло или умерло от тяжёлых условий 10-20 тысяч: как правило, смерть работников наступала в течение нескольких недель труда. Строительство ни одной из таких фабрик завершено не было.

Объёмы производства

К началу 1945 года промышленность Германии выпускала по 36 машин Me.262 в неделю. К этому времени в люфтваффе уже поступило 564 самолёта. Однако в боях участвовала лишь 61 машина. Примерно в три раза больше самолётов было распределено по учебным подразделениям, около 150 — сбито и около 200 машин в разобранном виде застряло на железной дороге.

Всего за время войны было выпущено 1930 Me.262 различных модификаций, однако в это число входят и 611 выпущенных, но повреждённых или уничтоженных до поступления в части самолётов. 114 из них были восстановлены. Таким образом, на вооружение было принято 1433 машины. В таблице приведено распределение выпуска этих машин по месяцам, вплоть до 19 апреля 1945 года.

Год 1944 1945
Заводы Аугсбург Регенсбург Аугсбург Регенсбург
Январь 163 65
Февраль 166 130
Март 1 165 75
Апрель 15 64 37
Май 7
Июнь 28
Июль 58
Август 15
Сентябрь 92 2
Октябрь 108 10
Ноябрь 87 14
Декабрь 108 23
Всего 519 49 558 307
Общее количество 1433

Me.262 стал самым массовым реактивным самолётом Второй мировой войны. В таблице, для сравнения, представлены объёмы выпуска серийных реактивных самолётов странами-участницами войны:

Самолёт Тип Страна Объём выпуска
Me.262 истребитель Германия 1433
Ока самолёт-снаряд камикадзе Япония 825
Ar.234 бомбардировщик Германия 210, 214 или 224
Me.163 истребитель Германия ~370 или 470
He.162 истребитель Германия 240
Глостер Метеор истребитель Великобритания до 230


Просмотров: 10747


<<< Messerschmitt Me.210
Messerschmitt Me.323 Gigant >>>