Авиация Messerschmitt Me.323 Gigant
02 мая 2011Оглавление:
1. Messerschmitt Me.323 Gigant
2. Тактико-технические характеристики
Мессершмитт Ме 323 «Гигант» немецкий тяжёлый транспортный самолет времён Второй мировой войны, грузоподъёмностью до 12 тонн. Всего было построено около 200 машин.
Me.323 в основном использовался для снабжения немецких войск в Тунисе и Северной Африке, в 1943—1944 годы, совершая вылеты с Итальянского полуострова и с острова Сицилия.
История
Messerschmitt Me.323 «Gigant» самый крупный транспортный самолёт люфтваффе нацистской Германии, построен на базе планера Me.321 «Gigant» и двигателей французской фирмы «Gnome-Rһone», в изобилии обнаруженных захватчиками на складах оккупированной Франции. Он превосходил основной транспортник люфтваффе Ju.52 по грузоподъёмности в 5 раз, а по экономичности почти в 2 раза.
Первоначально четырёхмоторная версия самолёта получила обозначение Me.321C, а шестимоторная Me.321D, но позднее обозначения изменили на Me.323C и Me.323D, соответственно. Первые прототипы имели по четыре двигателя, но, из-за малой тяговооруженности, в дальнейшем проектировались только шестимоторные варианты.
У немцев Me.323 получил прозвище «тряпичный» или «лейкопластыревый бомбардировщик». Обшитый полотном и фанерой, он, тем не менее, оказался не более пожароопасен, чем цельнометаллический Ju.52, что и подтвердилось на практике: «Гигант» горел не чаще и не сильнее «Юнкерса».
Всего с марта 1942 года и лета 1942 года до начала 1944 года построен 201 аппарат всех версий и модификаций.
Основное участие принимали в боевых действиях на Средиземноморском и Североафриканском ТВД с аэродромов Неаполь, Лечче, Помильяно, Кастель-Ветрано, Пистоя «Гиганты» доставляли в Тунис горючее, запчасти, продовольствие, амуницию, также лёгкую бронетехнику и различные артсистемы, осуществляли снабжение Африканского корпуса Роммеля. Как правило, самолёты летали невысоко, поодиночке или небольшими группами.
В январе 1943 г. Ме.323 привлекались к операции по снабжению окруженной в Сталинграде 6 армии Паулюса. Летали с аэродрома Зверово.
В июле 1943 года Me.323 привлекались для поддержки войск, оборонявших Сицилию от высадившихся союзников.
После падения режима Муссолини и решения Гитлера оккупировать Италию были задействованы в обеспечении этой операции 26—28 июля 6 «Гигантов» вместе с другими транспортными самолётами перебросили 2-ю парашютно-десантную дивизию с французской базы Истр на итальянскую Практика-ди-Маре, что в 25 км от Рима. Через полтора месяца эта дивизия захватила Рим.
В общей сложности за неполные 5 месяцев «Гиганты» совершили в Тунис более 1200 полётов, доставив около 15 000 т грузов, в том числе 96 САУ и бронетранспортёров, 616 орудий, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС. Осенью 1943 года Me.323 были задействованы для эвакуации корсиканской группировки. «Гиганты» также использовались для эвакуации корпуса Роммеля из Африки.
В общей сложности на этом ТВД немцы потеряли 83 Me.323, из которых 25 сбили истребители союзников.
После понесённых потерь эскадра Me.323, TG 5, была пополнена личным составом и новыми машинами и переброшена на Восточный фронт, где её главными базами стали Кечкемет и Фокшаны. Оттуда «Гиганты» отправлялись для выполнения заданий на различные участки фронта от Севастополя до Риги. Так, в конце 1943 начале 1944 года самолёты группы I./TG5 доставляли различные грузы войскам, сражавшимся на Никопольском плацдарме. Начиная с ноября 1943 и до начала мая 1944 года, два штаффеля этой группы регулярно выполняли полёты из Одессы в Севастополь и обратно. В частности, в первой половине апреля они доставили 30 артиллерийских орудий. В целом до мая 1944 года «Гиганты» выполнили на Восточном фронте около 2000 вылетов, в которых перевезли почти 18 000 тонн грузов. Один Me.323 был сбит советскими партизанами, о чем упоминается в книге Вершигоры «Люди с чистой совестью».
Несмотря на попытки исследователей акцентировать внимание на недостатках машины и высоких боевых потерях, Me.323 можно считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Всё это широко применяется и в настоящее время.
Просмотров: 2163
|