Авиация МиГ-15 - Эксплуатация

02 июля 2011


Оглавление:
1. МиГ-15
2. История создания
3. Варианты
4. Дальнейшее развитие МиГ-15
5. Список модификаций
6. Серийное производство
7. Лицензионное производство
8. Эксплуатация
9. Боевое применение
10. Тактико-технические характеристики



На вооружении

В 1950-х годах советские МиГ-15 многократно вылетали на перехват самолётов-разведчиков США и европейских стран, активно летавших над СССР в этот период, и сбили нескольких нарушителей. Так, 13 июня 1952 года в районе Вентспилса был сбит шведский разведчик DC-3. 18 апреля 1955 года возле острова Беринга жертвой МиГ-15 стал американский RB-47.

Наиболее известным пилотом МиГ-15 был Юрий Гагарин, два года летавший на этих самолётах в 769-м истребительном авиаполку Северного флота. Гагарин погиб во время тренировочного полёта на МиГ-15УТИ в марте 1968 года. В СССР МиГ-15 и его модификации были сняты с вооружения в основном в начале 70-х годов.

Экспорт

Страны, эксплуатировавшие МиГ-15

Всего в СССР было построено 11 073 самолёта МиГ-15. Если добавить к этому самолёты, выпускавшиеся по лицензии в других странах, то общее число выпущенных МиГ-15 достигает 15 560 самолётов, что делает этот истребитель самым массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации. Неудивительно, что в 1950-е и 1960-е годы МиГ-15 были одними из наиболее распространённых истребителей в мире. В разное время они состояли на вооружении следующих стран:

  • Албания — В 1955 ВВС Албании получили 18 МиГ-15бис и 4 МиГ-15УТИ, впоследствии ещё 4 CS-102 чехословацкого производства, 8 F-2 и 4 FT-2 также советского производства, реэкспортированные из КНР. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения в 2005 году.
  • Алжир — В 1964-65 годах ВВС Алжира получили 20 МиГ-15бис и 4 МиГ-15УТИ.
  • Ангола — В 1975 году ВВС Анголы получили подержанные двухместные МиГ-15УТИ, два из них с Кубы, один из СССР. Самолёты предназначались для тренировки пилотов МиГ-17 и МиГ-21.
  • Афганистан — МиГ-15УТИ.
  • Бангладеш — В 1973 приобретено 5 FT-2 китайского производства.
  • Болгария — В начале 50-х, ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис.
  • Буркина Фасо — МиГ-15УТИ.
  • Венгрия — В 1951 году ВВС Венгрии получили небольшое число МиГ-15, которые вскоре были замены на МиГ-15бис и МиГ-15УТИ/CS-102, поступившими на вооружение в 1953 году.
  • Гвинея — Два МиГ-15УТИ.
  • Гвинея-Бисау — Один МиГ-15УТИ.
  • ГДР — В 1956 ВВС Восточной Германии получили первые из 28 МиГ-15бис. Кроме них, в ГДР поставлялись учебно-тренировочные МиГ-15бис.
  • Демократическая Республика Конго — Один МиГ-15УТИ.
  • Египет — Около 150 МиГ-15бис и миГ-15УТИ, а также S-103 и CS-102 чехословацкого производства. Первые истребители были приняты на вооружение в 1955 году.
  • Индонезия — В конце 50-х ВВС Индонезии приобрели около 20 МиГ-15УТИ и CS-102 чехословацкого производства.
  • Ирак — В 1958 для тренировки пилотов МиГ-17, было приобретено несколько МиГ-15УТИ.
  • Камбоджа — В 1963 получен один советский МиГ-15УТИ, а в 1964 один китайский FT-2. МиГ-15УТИ разбился в 1968 году, китайский самолёт прослужил до семидесятых годов.
  • Китай — В начале 50-х Китай получил от СССР большое количество МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ. Одноместные и учебные самолёты получили обозначения J-2 и JJ-2, при экспорте истребители обозначались F-2 и FT-2 соответственно.
Вскоре после прибытия в Китай мне было поручено сообщить Мао Цзэ-дуну, что Советское правительство решило безвозмездно передать Китайской Народной Республике несколько сот самолётов МиГ-15. Мао Цзэ-дун поблагодарил наш народ за столь щедрый подарок.

— С. А. Красовский, "Жизнь в авиации"

  • КНДР — В начале 50-х ВВС Северной Кореи получили большое количество МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ от СССР, а также F-2 и FT-2 от КНР.
  • Куба — 36 МиГ-15бис/Рбис и 30 МиГ-15УТИ
  • Ливия — МиГ-15УТИ
  • Мадагаскар — В 1978 ВВС Мададагаскара получили один подержанный северокорейский МиГ-15УТИ.
  • Мали — Получен один МиГ-15УТИ в 60-х годах.
  • Марокко — 2 МиГ-15УТИ с 1961 по 1966 год.
  • Мозамбик — Два подержанных советских МиГ-15УТИ в 1980 году.
  • Монголия — Не менее 3 МиГ-15УТИ, с 1969 года.
  • Нигерия — Два МиГ-15УТИ в 1967 году из Египта.
  • Пакистан — Китайские F-2 и FT-2 начиная с 1965 года.
  • Польша — МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-15УТИ, а также производился по лицензии.
  • Румыния — 159 МиГ-15, 50 МиГ-15бис, 204 S-103 чехословацкого производства, 59 МиГ-15УТИ и 42 CS-102 чехословацкого производства.
  • Северный Вьетнам — Северный Вьетнам получал МиГ-15УТИ, а также китайские F-2 и FT-2 начиная с 1962 года.
  • Северный Йемен — Несколько МиГ-15УТИ.
  • Сирия — 25 МиГ-15бис и 6 МиГ-15УТИ в 1955 году.
  • Сомали — В 1967 году приобретено несколько МиГ-15УТИ для тренировки пилотов МиГ-17.
  • Судан — Два FT-2 в 1969 году.
  • Танзания — Два МиГ-15УТИ или FT-2.
  • Уганда — Пара МиГ-15УТИ в 1966.
  • Финляндия — Четыре МиГ-15УТИ для подготовки лётчиков МиГ-21. Находились на вооружении с 1962 по 1977 год.
  •  Чехословакия — В 1951 году ВВС чехословакии начали получать МиГ-15, впоследствии МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-15УТИ производились в Чехословакии по лицензии.
  • Шри-Ланка — Один МиГ-15УТИ приобретён в 1971 году, выведен из эксплуатации в 1981 году. В настоящее время находится в музее ВВС Шри Ланки.
  • Южный Йемен — Несколько МиГ-15УТИ.

В конце 2005 года Албания последней из стран, эксплуатировавших МиГ-15, сняла самолёты этого типа с вооружения. По другим данным, небольшое количество самолётов ещё может находиться в эксплуатации в Китае и Северной Корее. Около 20 самолётов МиГ-15 были в разное время куплены частными лицами в США и Европе.



Просмотров: 13350


<<< МиГ-15бис