Авиация МиГ-15бис

22 января 2011


Оглавление:
1. МиГ-15бис
2. Варианты
3. Тактико-технические характеристики



История создания МиГ-15бис
МиГ-15бис в американском музее. Самолёт имеет опознавательные знаки ВВС Северной Кореи.

МиГ-15 «СЛ» и двигатель ВК-1

В 1946 году моторостроительное ОКБ В.Я. Климова занялось разработкой усовершенствованного варианта двигателя РД-45Ф, который являлся копией британского Нене II. Разработанный Климовым ТРД ВК-1 при практически тех же габаритах и массе что и РД-45Ф, имел на 20% большую тягу. Заводские и государственные испытания двигателя были проведены на четырёх серийных МиГ-15, которые получили заводской шифр «СЛ». В начале 1949 года госиспытания двигателя были завершены, а 14 мая, постановлением Совета Министров СССР №1887-697 двигатель ВК-1 со 100 часовым ресурсом был запущен в серийное производство.

МиГ-15бис «СД»

В соответствии с приказом МАП № 386 от 20 мая 1949 года, ОКБ-155 поручалось модифицировать МиГ-15 под двигатель ВК-1. На государственные испытания самолёт должен был быть предъявлен летом 1949 года, однако из-за задержки с получением серийного МиГ-15 для модификации, на госиспытания самолёт был предъявлен только в начале осени.

МиГ-15 № 105015 оснащенный ТРД ВК-1 получил заводской шифр «СД». Хоть размеры РД-45Ф были и похожи, но из-за большего диаметра удлинительной трубы, пришлось незначительно изменить конструкцию хвостовой части. Так же была усилена конструкция крыла, а по задней кромке крыла была приклепана полоска "нож" шириной 40 мм, на правом элероне такой же "нож" шириной 30 мм. На самолёте «СД» был установлен гидроусилитель БУ-1 в управлении элеронами, в носке левой консоли крыла. Компенсация рулей высоты была увеличена на 22%, носки рулей высоты и поворота были утолщены.

Ещё одним серьёзным изменением было новое вооружение, пушки НС-23КМ были заменены на НР-23 имевшие более высокую скорострельность. Установка этих пушек была отработана ещё на МиГ-15 «СВ». Как и на поздних сериях МиГ-15, на истребителе «СД» стоял прицел АСП-3Н. На самолёт можно было подвешивать две бомбы по 50 или 100 килограмм или два 250 литровых ПТБ.

Заводские испытания истребителя «СД» прошли с 22 июля по 9 сентября 1949 года. После их завершения, самолёт был отправлен в ГК НИИ ВВС. Государственные испытания начались 14 сентября, но вскоре после начала испытаний выявилась склонность двигателя к помпажу и «зуду» - высокочастотной тряске, которые возникали на боевых режимах, на высоте более 8000 метров. Испытания прерывались трижды для установки нового двигателя и государственные испытания были успешно завершены только с четвёртым ВК-1, хотя выявленная проблема так и не была окончательно решена.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1950 года был утвержден Акт по результатам госиспытаний и запуск истребителя в серию под обозначением МиГ-15бис.

Истребитель сопровождения МиГ-15Сбис «СД-УПБ»

ВВС СССР требовался истребитель сопровождения для бомбардировщиков, в связи с этим, ОКБ-155 получило задание создать вариант МиГ-15бис с дальностью полёта не менее 2200 километров.

В ОКБ Микояна, для решения этой задачи доработали серийный МиГ-15бис №53210114, усилив крыло и поставив более мощные держатели, благодаря чему истребитель мог нести два подвесных бака увеличенной ёмкости, по 600 литров каждый. Доработанный самолёт был обозначен «СД-УПБ». Из-за существенно возросшей взлётной массы было увеличено давление в пневматиках, а в связи с увеличившимся временем полёта, был добавлен дополнительный двухлитровый кислородный бак.

14 сентября 1950 года начались государственные испытания «СД-УПБ». С одной стороны конструкторы добились необходимой дальности для истребителя, с другой при полёте с подвесными баками существовал ряд ограничений для истребителя, и что самое главное максимально допустимая скорость с ПТБ ограничивалась 650 км/ч. Это не позволяло сопровождать бомбардировщики Ил-28 и Ту-14. После сброса баков, характеристики «СД-УПБ» не отличались от характеристик серийного МиГ-15бис.

В конце 1950 года, в ОКБ-155 была проведена доводка аэродинамической формы баков, что позволило повысить приборную скорость полёта до 820 км/ч. После некоторой доработки, в начале 1951 года, «СД-УПБ» был предъявлен в ГК НИИ ВВС на контрольные испытания. В новом виде истребитель удовлетворил ВВС, и приказом МАП № 849 от 1 сентября 1951 года, он был запущен в серийное производство под обозначением МиГ-15Сбис.

Разведчик МиГ-15Рбис «СР-1»

Постановлением Совета Министров № 1706-663 от 25 апреля 1950 года и приказом МАП от 28 апреля, ОКБ-155 было получено разработать и предъявить в июле на государственные испытания истребитель МиГ-15бис оснащенный фотоаппаратом для плановой съёмки АФА-БА/40.

МиГ-15бис № 53210120 был переделан в вооруженный фоторазведчик, одна пушка НР-23 была снята, под кабиной пилота был установлен требуемый фотоаппарат. Кроме того ОКБ внесло ряд доработок в конструкцию гермокабины, изменена система наддува и система обогрева, установлен одностекольный фонарь и фильтр ГФ-1103, предотвращающий загрязнение воздуха кабины. Рабочее давление гидросистемы было снижено, для снижения износа агрегатов и шлангов. Самолёт получил обозначение «СР» и с небольшой задержкой, в середине августа он был передан в ГК НИИ ВВС.

Государственные испытания начались 15 августа, а завершились 16 сентября, с неудовлетворительными результатами. ВВС не устроили практически все изменения внесённые в самолёт, фотооборудование по их мнению было неудобно в эксплуатации и недостаточно эффективно, как и новая система наддува, а также фильтр. Запотевание и обмерзание на новом фонаре так и не были до конца устранены. Вместе с тем было отмечено что самолёт «СР» сохранил скоростные и маневренные характеристики МиГ-15бис, а также большую часть вооружения, что позволяло самолёту не только выполнять роль разведчика, но и успешно вести воздушный бой. Таким образом, боевой радиус «СР» при ведении 10 минутного воздушного боя и 10% резерве топлива составлял более 500 километров с использованием ПТБ.

В начале августа Совет Министров отметил неудовлетворительное обеспечение ВВС разведывательными самолётами, и под его давлением под обозначением МиГ-15Рбис, самолёт «СР» был принят на вооружение и запущен в серийное производство на заводе № 21 в Горьком.



Просмотров: 3764


<<< МиГ-15
МиГ-15УТИ >>>