Авиация МиГ-27 - МиГ-23БН и МиГ-27 в ВВС CCCР и зарубежных стран

01 июля 2011


Оглавление:
1. МиГ-27
2. Модификации
3. Описание конструкции
4. МиГ-23БН и МиГ-27 в ВВС CCCР и зарубежных стран
5. МиГ-27 в ВВС Индии
6. Тактико-технические характеристики и вооружение



СССР 1976 г. стал началом массовой эксплуатации МиГ-27 в ВВС СССР. Первыми МиГ-27 получили 559 апиб и 296 апиб 105й дивизии истребителей-бомбардировщиков, дислоцированной в южных округах ГДР. Так же МиГ-27 получил 19 гв.апиб 125 Краснознаменной авиадивизии, расположенной на севере ГДР. Так же новые машины получил "горячий резерв" передовой группы войск в ГДР - 4я Воздушная Армия получила МиГ-27, которыми был перевооружен 3-й авиаполк в Кшиве. В Чехословакии с 1984 года МиГи дислоцировались в Градчанах. В Венгрии стояли два полка - 1 гв. апиб в Кунмадараше и 88 апиб в Дебрецене.

Ускоренными темпами перевооружались с устаревших машин части ДальВО и ЗабВО: 1я Отдельная Краснознаменная Дальневосточная ВА и 23я ВА приняли значительную часть всех выпущенных МиГ-27. В Галенках - 18 апиб, в Озёрной пади - 224 апиб, в Переяславке - 302 апиб. Степь - 58 апиб, Налайха - 266 апиб. В САВО, 24 адиб - Талды-Курган - 129 апиб, Жангизтобе - 124 апиб. К началу 80-х перевооружение в целом завершилось. В европейской части СССР МиГ-27 получили 722-й апиб в Смуравьёво, 642-й гв. апиб, 911-й апиб, 236-й апиб, 88-й апиб.

В августе 1988 года две эскадрильи 134 апиб и одну АЭ 129 апиб САВО командировали "на войну", в Афганистан. МиГ-27 работали с аэродрома Шинданд 95 суток. По результатам применения самолёт показал себя достойно, однако горная местность накладывала ограничения на автоматические режимы применения вооружения - всё же самолёт изначально создавался для европейского ТВД.

В 1993г. в связи с изменением политической обстановки и тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, с последующим расформированием полков и сдачей машин на базы хранения в Липецке, Тамбове, Степи, Чебеньках, Славгороде и Талды-Кургане. Большинство сданных на базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, но ввиду отсутствия финансирования и, соответственно, должного ухода они быстро утратили боеспособность. Первая чеченская война вновь вызвала интерес к этому самолёту, но «двадцать седьмые» с баз хранения в большинстве своём оказались уже не пригодны к полётам.

Казахстан Доставшиеся после распада СССР Казахстану МиГ-27 были сохранены на вооружении и прошли ремонт на украинских предприятиях. Помимо ударных задач МиГ-27 используются для обеспечения ПВО, неся боевое дежурство с подвешенными ракетами "воздух-воздух" Р-60.

Болгария Болгарские ВВС первыми из стран Варшавского договора получили новые истребители-бомбардировщики и оказались последними, кто их эксплуатировал из бывших государств ОВД. Для переучивания на новую технику был выбран 25-й ибап). В конце 2000 года болгарское министерство обороны выставило на продажу в частные коллекции 16 МиГ-23БН, но ни один самолёт до сих пор не востребован.

ГДР ВВС ГДР имели в своём составе одну истребительно-бомбардировочную эскадру JBG37 «Клемент Готтвальд», вооружённую МиГ-23БН. Первые самолёты были поставлены в 1979 г. Всего было получено 22 машины. После воссоединения ГДР и ФРГ в 1990г. МиГ-23БН не был принят на вооружение, но несколько МиГов получили опознавательные знаки люфтваффе и использовались в дальнейшем в испытательном подразделении WTS 61. Постепенно по мере выработки ресурса все машины этого типа были выведены из эксплуатации.

ЧехословакияВ 1978 г. ВВС Чехословакии получили 32 МиГ-23БН. Все они были сосредоточены в 28-м SBLP с аэродромом постоянного базирования Часлав. После разделения Чехословакии в 1993 г. на Чехию и Словакию 28-й полк в полном составе вошёл в ВВС Чехии и до снятия с вооружения продолжал полеты со своего постоянного аэродрома.

Куба Кубинские ВВС получили 45 МиГ-23БН в сентябре 1978 г. Были использованы в Анголе для борьбы с силами оппозиционной группировки УНИТА и поддерживающими её войсками ЮАР. Кубинские МиГ-23БН действовали без потерь с аэропорта Луанды и аэродромов Луэна и Лобиту до своего вывода на Кубу в 1989 г. По другим данным, несколько самолётов было потеряно. В 1980 поступила партия Миг-27 от СССР, количество неизвестно. Учитывая ограниченные в современных условиях возможности кубинских ВВС по закупке новой техники можно предположить, что оставшиеся исправными МиГ-23БН и МиГ-27 либо эксплуатируются, либо сданы на консервацию.

Египет В середине 1974 г. Египет получил партию истребителей бомбардировщиков МиГ-23БН в экспортной комплектации «Б», что предусматривало, кроме упрощенного оборудования и вооружения, отсутствие станции РЭБ «Сирень». Вскоре, ввиду охлаждения советско-египетских отношений и сокращении поставок запчастей, боеготовность египетских МиГов заметно снизилась. К 1980 г. в ВВС Египта оставалось 12 МиГ-23БН, большая часть которых находилась на консервации.

Ирак Первые МиГ-23БН стали поступать на вооружение ВВС Ирака в 1974 г. Предположительно было поставлено около 80 самолётов. Приняли участие в ирано-иракской войне. Наиболее известной операцией с участием МиГов было отражение иранского наступления на Басру в июле 1982 г., где они проявили себя с лучшей стороны. Также МиГ-23БН широко применялись при бомбардировках иранских нефтепромыслов. В ходе операции «Буря в пустыне» иракские МиГи большей частью были уничтожены на аэродромах ударами с воздуха, хотя 4 МиГ-23БН были перегнаны в Иран. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Ливия Правительство Ливии заказало 50 МиГ-23БН в 1974 г. К 1991 г. большинство из поставленных МиГ-23БН оставались в строю и проходили службу в 1070-й и 1071-й эскадрилье. Предполагается, что все самолёты этого типа в ближайшее время будут списаны.После начала гражданской войны большынство было уничтожено в боях,в настоящее время по5-10 самолётов находяться в войсках ливийских повстанцев и строников Муамара Каддафи.

Судан В 1988г. 16 МиГ-23БН были переданы Ливией Судану, но в первые шесть месяцев эксплуатации примерно половина этих машин была потеряна. Предположительно некоторое число МиГ-23БН до сих пор состоит на вооружении 3-й эскадрильи ВВС Судана.

Сирия Предположительно, в распоряжении ВВС Сирии имеется 20 МиГ-23БН, поставленные в 1982г. Ими вооружены 695-я и 698-я эскадрильи в Эль-Насирии.

Алжир В распоряжении ВВС Алжира имеется некоторое число МиГ-23БН, которые служат в 224-й эскадрилье. Предполагается, что в ближайшее время, в связи с истечением ресурса, эти самолёты будут списаны и заменены закупаемыми Су-30МКА.

Эфиопия Эфиопией было закуплено неустановленное число МиГ-23БН, которые в настоящий момент находятся на хранении. Их местонахождение и техническое состояние неизвестно.

Индия Единственная страна, кроме СССР, где было развернуто серийное производство МиГ-27. См. ниже.

Шри-Ланка

МиГ-27М ВВС Шри-Ланки.

Летом 2000 года при посредничестве украинского «Укрспецэкспорта» правительствам Шри-Ланки и Украины удалось договориться о поставках 6 МиГ-27М с баз хранения Львовского АРП. МиГи прошли необходимый ремонт и переоборудование, после чего были отправлены заказчику, который, ввиду истощающей войны с повстанческой организацией «Тигры освобождения Тамил Илама», остро нуждался в ударных самолётах. Прибывшие самолёты эксплуатировались в 5-й эскадрилье ВВС Шри-Ланки работающими по найму летчиками, которые после первых же боевых вылетов МиГ-27М высказали очень высокие оценки самолёту, отмечая некоторые преимущества МиГов на фоне более современных машин, таких как SEPECAT Jaguar и Panavia Tornado. В течение 5 месяцев боев МиГ-27М сбросили более 700 т боеприпасов, в значительной мере подорвав боевой потенциал «Тигров». В дальнейшем МиГи использовались не менее активно, хотя, ввиду превосходства в навигационном оборудовании, их все чаще стали применять для выведения на цель других боевых самолётов, таких как израильский IAI Kfir. Ночью 24 июля 2001 г. «Тигры освобождения Тамил Илама» предприняли диверсионную вылазку на столичную авиабазу, повредив и уничтожив 10 самолётов, в том числе 2 МиГ-27М и единственный имеющийся в наличии учебно-боевой самолёт МиГ-23УБ. В 2006г. был заключен контракт с Украиной на ремонт имеющихся в наличии МиГ-27 и на поставку дополнительной партии из 4 аналогичных самолётов.



Просмотров: 8806


<<< МиГ-25
МиГ-3 >>>