Авиация Mitsubishi G4M - Описание конструкции

29 июня 2011


Оглавление:
1. Mitsubishi G4M
2. История создания и производства
3. Модификации
4. Описание конструкции
5. Боевое применение
6. Сохранившиеся G4M



Вид кабины пилотов на G4M. Первый пилот сидит справа, второй пилот — слева, а за ними находится наблюдатель

G4M был цельнометаллическим двухмоторным монопланом со средним расположением крыла.

Фюзеляж

Американский солдат, осматривающий фюзеляж G4M2. На снимке хорошо видны бортовая установка 20-мм пушки и дверь для посадки и высадки экипажа

Фюзеляж G4M был цельнометаллическим полумонококом овального сечения. Из-за специфической его формы, самолёт получил прозвище «хамаки» — «сигара». Части фюзеляжа соединялись между собой при помощи клёпки. Для удобства производства и ремонта, фюзеляж выполнялся из двух частей, соединявшихся в районе 24-го шпангоута, сразу за позициями бортовых стрелков. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через круглую дверь в задней части фюзеляжа, расположенную точно в том месте, куда обычно наносились бортовые хиномару.

Носовую оконечность, до 5-го шпангоута, занимала кабина навигатора-бомбардира. Носовой конус кабины мог вращаться вокруг своей оси, чтобы увеличить углы обстрела расположенного в нём пулемёта. Между 6-м и 11-м шпангоутами, в верхней части фюзеляжа, размещалась кабина двоих пилотов. Прямо под ней, между 9-м и 22-м шпангоутами, был расположен узкий и длинный бомбоотсек. Сразу за кабиной пилотов, над крылом, располагались рабочие места наблюдателя и двоих радистов. Сразу за крылом было расположено рабочее место бортинженера. В хвостовой оконечности фюзеляжа находилась кабина заднего стрелка.

Крылья и хвостовое оперение

Крылья самолёта имели трапецевидную форму со скруглёнными законцовками и двухлонжеронную конструкцию. Профиль крыла — «Мицубиси» MAC 118. Крыло было цельнометаллическим и собиралось при помощи клёпки впотай, а элероны имели металлический каркас и тканевую обшивку. Конструктивно крыло состояло из пяти частей — центроплана, расположенного внутри фюзеляжа, внутренних консолей с мотогондолами и внешних консолей. Механизация крыльев включала в себя односекционные элероны и односекционные закрылки, имевшие электропривод. На самолётах модификации G4M3 крыло было серьёзно переработано и имело однолонжеронную конструкцию.

Хвостовое оперение выполнялось по классической схеме и имело цельнометаллическую конструкцию, рули поворота и высоты имели металлический каркас и тканевую обшивку. Однолонжеронный стабилизатор состоял из трёх частей — центроплана и двух консолей. Киль состоял из прикреплённой к фюзеляжу нижней и съёмной верхней части.

Защита

Первые серийные G4M были вовсе лишены какой бы то ни было защиты. Самолёты модификаций G4M1 с 1942—1943 года оборудовались 30-мм резиновыми протекторами на нижней поверхности крыльев и крыльевыми огнетушителями. Кроме того, окружавшие топливные баки секции крыла заполнялись CO2, чтобы дополнительно снизить риск воспламенения. Другие изменения включали в себя 5-мм бронелисты, защищавшие хвостовую огневую точку, а на модификации G4M2 также 10-мм броневые листы, защищавшие верхнюю огневую точку.

На варианте G4M2 Модель 24 Тей бронирование было значительно усилено, бронелисты защищали также кабину пилотов, фюзеляжные топливные баки и топливопроводы. Однако полноценную защиту топливных баков получили только самолёты модификации G4M3, на которых топливные баки были полностью защищены располагавшимися внутри крыла протекторами.

Шасси

Шасси G4M было убирающимся, трёхстоечным с хвостовым колесом. Основные стойки шасси имели масляно-пневматическую амортизацию и убирались при помощи электропривода в мотогондолы, наличествовала также возможность аварийного выпуска под действием собственного веса и набегающего потока воздуха. Свободноориентирующееся хвостовое колесо также убиралось при помощи электропривода, но на практике он часто снимался и стойка фиксировалась в выпущенном положении. Поэтому, начиная с G4M2 поздних модификаций, хвостовое колесо стали стандартно делать неубираемым.

Силовая установка

Основная силовая установка G4M состояла из двух 14-цилиндровых двухрядных радиальных карбюраторных двигателей воздушного охлаждения Мицубиси Касей различных модификаций. Мощность этого двигателя варьировалась от 1530 л.с. на ранних модификациях G4M1 до 1825 л.с. на G4M2A и последующих. Двигатели крепились к передней части крыльев и были укрыты в мотогондолах. Маслорадиаторы, тоннельного типа, были расположены внутри капотов двигателей. Двигатели приводили самолёт в движение при помощи двух трёхлопастных металлических пропеллеров с изменяемым шагом, диаметром 3,4 м. Начиная с G4M2, они были заменены четырёхлопастными, того же диаметра.

Двигатель Мицубиси Касей 11
Двигатели различных модификаций G4M
модификация модель двигателя взлётная мощность, л.с.
прототипы, ранние G4M1 Модель 11 Мицубиси Касей 11 1530
поздние G4M1 Модель 11, G4M1 Модель 13 Мицубиси Касей 15 1530
G4M2 Модель 22 Мицубиси Касей 21 1800
G4M2A Модель 24, G4M3 Модель 34 Мицубиси Касей 25 1825
G4M2B Модель 25 Мицубиси Касей 27 1795
G4M2C Модель 26 Мицубиси Касей 25 Оцу 1825
G4M2D Модель 27, G4M3C Модель 37 Мицубиси Касей 25 Ру 1825

Общая ёмкость внутренних топливных баков G4M1 составляла 4780 л. Топливные баки располагались между лонжеронами крыла, в его консолях и внутри фюзеляжа.

Вооружение

Торпедное и бомбовое вооружение

Авиационные торпеды Тип 91 Кай 2

Размеры бомбоотсека G4M и его вместимость определялись прежде всего размерами и весом авиационной торпеды Тип 91, весившей 1055 кг. Оборудование самолёта обеспечивало подачу к ней электричества и сжатого воздуха, необходимых для подготовки торпеды к запуску. Кроме того, вместо неё могло размещаться до 1000 кг бомбовой нагрузки. Стандартными её вариантами были: 1 × 800-кг бомба, 1 × 500-кг бомба, 4 × 250-кг бомбы или 12 × 60-кг бомб. На практике, однако, при боевых вылетах могли загружаться самые разнообразные комбинации. При загрузке 60-кг бомб, они подвешивались горизонтально на двух балках. При загрузке 250-кг, 500-кг, 800-кг бомб или торпеды, они подвешивались горизонтально в нижней части фюзеляжа, причём створки бомболюка в этом случае частично снимались.

На самолётах модификации G4M2e Модель 24 Тей бомбоотсек использовался для транспортировки самолётов-снарядов камикадзе MXY-7 Ohka. Створки бомболюка при этом полностью снимались, а MXY-7 перевозился снаружи, внутри фюзеляжа G4M находился только фонарь самолёта-снаряда.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение G4M варьировалось в зависимости от модификации, постепенно усиливаясь в ходе производства. Если на первых серийных самолётах оно состояло из одной 20-мм пушки Тип 99-1 и четырёх 7,7-мм пулемётов Тип 92, то на последних моделях вооружение самолёта составляли четыре 20-мм пушки и один 13-мм пулемёт Тип 2. Огневые точки на G4M были расположены: в носу самолёта; в верхней части фюзеляжа; по бокам фюзеляжа и в его хвостовой оконечности.

В носу самолёта располагалась установка 7,7-мм пулемёта Тип 92, имевшего боекомплект, по разным данным, в шесть или семь дисковых магазинов по 97 патронов. Пулемёт был размещён в шаровом креплении, углы его обстрела составляли ±37,5° в горизонтальной плоскости и ±30° в вертикальной. Помимо этого, углы обстрела увеличивались путём вращения носового конуса, вначале вручную, а начиная с модификации G4M2, при помощи электромоторов. Кроме того, на той же модификации по бортам кабины навигатора добавились стрелковые точки ещё для двух пулемётов. На случай выхода пулемёта из строя, в кабине мог перевозиться запасной. На самолётах модификаций G4M2Ac и G4M3, это малоэффективное оружие было заменёно на 13-мм пулемёт Тип 2.

На G4M1 в верхней стрелковой точке, в блистере, был размещён 7,7-мм пулемёт Тип 92, имевший ограниченные углы обстрела — ±35° в горизонтальной плоскости и 70° в вертикальной. Боезапас пулемёта составлял семь магазинов по 97 патронов. Начиная с модификации G4M2, эта установка была заменена башенкой с электроприводом, имевшей круговой обстрел, в которой размещалась 20-мм пушка Тип 99-1. Боезапас пушки составляли 12 барабанных магазинов по 45 патронов. Начиная с модификации G4M2b, это орудие было заменено пушкой Тип 99-2, имевшей лучшие характеристики.

В блистерах по бокам фюзеляжа, ближе к корме, размещались установки двух 7,7-мм пулемётов Тип 92, по конструкции аналогичные верхней огневой точке. Углы их обстрела составляли ±45° в горизонтальной плоскости и ±60° в вертикальной. Боекомплект каждого пулемёта составлял шесть магазинов по 97 патронов. Рядом с ними на потолке фюзеляжа крепился дополнительный, запасной, пулемёт. Начиная с модификации G4M2, блистеры были заменены сдвижными панелями, не выступавшими за контуры корпуса. А начиная с варианта G4M2a, пулемёты были заменены 20-мм пушками Тип 99-1.

В хвостовой огневой точке была расположена 20-мм пушка Тип 99-1. Её наводимая вручную установка позволяла качание ствола только в вертикальной плоскости, в пределах ±35°. Наведение по горизонтали же осуществлялось поворотом всего хвостового обтекателя. Боезапас пушки составляли 8 барабанных магазинов по 45 патронов в каждом. На самолётах модификации G4M3 она была заменена своим улучшенным вариантом, пушкой Тип 99-2

Хвостовая огневая точка на модификации G4M1
Оборонительное вооружение различных модификаций G4M
модификация носовая установка верхняя установка боковые установки хвостовая установка
прототипы, G4M1 1 × 7,7-мм Тип 92 1 × 7,7-мм Тип 92 2 × 7,7-мм Тип 92 1 × 20-мм Тип 99-1
G4M2 Модель 22, G4M2A Модель 24 1 × 7,7-мм Тип 92 1 × 20-мм Тип 99-1 2 × 7,7-мм Тип 92 1 × 20-мм Тип 99-1
G4M2a Модель 22 Ко, G4M2Aa Модель 24 Ко 1 × 7,7-мм Тип 92 1 × 20-мм Тип 99-1 2 × 20-мм Тип 99-1 1 × 20-мм Тип 99-1
G4M2b Модель 22 Оцу, G4M2Ab Модель 24 Оцу 1 × 7,7-мм Тип 92 1 × 20-мм Тип 99-2 2 × 20-мм Тип 99-1 1 × 20-мм Тип 99-1
G4M2Ас Модель 24 Хей 1 × 13-мм Тип 2 1 × 20-мм Тип 99-2 2 × 20-мм Тип 99-1 1 × 20-мм Тип 99-1
G4M3 1 × 13-мм Тип 2 1 × 20-мм Тип 99-2 2 × 20-мм Тип 99-1 1 × 20-мм Тип 99-2

Оборудование

Экипаж

Экипаж самолёта состоял из семи или восьми человек — навигатора-бомбардира, выполнявшего также функции переднего стрелка; двух пилотов; наблюдателя; первого радиста, управлявшего также верхней огневой точкой; второго радиста и бортинженера, выполнявших в бою функции бортовых стрелков; хвостового стрелка.



Просмотров: 4361


<<< Mitsubishi G3M
Mitsubishi J2M Raiden >>>