Авиация Mitsubishi G4M - Описание конструкции
29 июня 2011Оглавление:
1. Mitsubishi G4M
2. История создания и производства
3. Модификации
4. Описание конструкции
5. Боевое применение
6. Сохранившиеся G4M
G4M был цельнометаллическим двухмоторным монопланом со средним расположением крыла.
Фюзеляж
Фюзеляж G4M был цельнометаллическим полумонококом овального сечения. Из-за специфической его формы, самолёт получил прозвище «хамаки» «сигара». Части фюзеляжа соединялись между собой при помощи клёпки. Для удобства производства и ремонта, фюзеляж выполнялся из двух частей, соединявшихся в районе 24-го шпангоута, сразу за позициями бортовых стрелков. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через круглую дверь в задней части фюзеляжа, расположенную точно в том месте, куда обычно наносились бортовые хиномару.
Носовую оконечность, до 5-го шпангоута, занимала кабина навигатора-бомбардира. Носовой конус кабины мог вращаться вокруг своей оси, чтобы увеличить углы обстрела расположенного в нём пулемёта. Между 6-м и 11-м шпангоутами, в верхней части фюзеляжа, размещалась кабина двоих пилотов. Прямо под ней, между 9-м и 22-м шпангоутами, был расположен узкий и длинный бомбоотсек. Сразу за кабиной пилотов, над крылом, располагались рабочие места наблюдателя и двоих радистов. Сразу за крылом было расположено рабочее место бортинженера. В хвостовой оконечности фюзеляжа находилась кабина заднего стрелка.
Крылья и хвостовое оперение
Крылья самолёта имели трапецевидную форму со скруглёнными законцовками и двухлонжеронную конструкцию. Профиль крыла «Мицубиси» MAC 118. Крыло было цельнометаллическим и собиралось при помощи клёпки впотай, а элероны имели металлический каркас и тканевую обшивку. Конструктивно крыло состояло из пяти частей центроплана, расположенного внутри фюзеляжа, внутренних консолей с мотогондолами и внешних консолей. Механизация крыльев включала в себя односекционные элероны и односекционные закрылки, имевшие электропривод. На самолётах модификации G4M3 крыло было серьёзно переработано и имело однолонжеронную конструкцию.
Хвостовое оперение выполнялось по классической схеме и имело цельнометаллическую конструкцию, рули поворота и высоты имели металлический каркас и тканевую обшивку. Однолонжеронный стабилизатор состоял из трёх частей центроплана и двух консолей. Киль состоял из прикреплённой к фюзеляжу нижней и съёмной верхней части.
Защита
Первые серийные G4M были вовсе лишены какой бы то ни было защиты. Самолёты модификаций G4M1 с 1942—1943 года оборудовались 30-мм резиновыми протекторами на нижней поверхности крыльев и крыльевыми огнетушителями. Кроме того, окружавшие топливные баки секции крыла заполнялись CO2, чтобы дополнительно снизить риск воспламенения. Другие изменения включали в себя 5-мм бронелисты, защищавшие хвостовую огневую точку, а на модификации G4M2 также 10-мм броневые листы, защищавшие верхнюю огневую точку.
На варианте G4M2 Модель 24 Тей бронирование было значительно усилено, бронелисты защищали также кабину пилотов, фюзеляжные топливные баки и топливопроводы. Однако полноценную защиту топливных баков получили только самолёты модификации G4M3, на которых топливные баки были полностью защищены располагавшимися внутри крыла протекторами.
Шасси
Шасси G4M было убирающимся, трёхстоечным с хвостовым колесом. Основные стойки шасси имели масляно-пневматическую амортизацию и убирались при помощи электропривода в мотогондолы, наличествовала также возможность аварийного выпуска под действием собственного веса и набегающего потока воздуха. Свободноориентирующееся хвостовое колесо также убиралось при помощи электропривода, но на практике он часто снимался и стойка фиксировалась в выпущенном положении. Поэтому, начиная с G4M2 поздних модификаций, хвостовое колесо стали стандартно делать неубираемым.
Силовая установка
Основная силовая установка G4M состояла из двух 14-цилиндровых двухрядных радиальных карбюраторных двигателей воздушного охлаждения Мицубиси Касей различных модификаций. Мощность этого двигателя варьировалась от 1530 л.с. на ранних модификациях G4M1 до 1825 л.с. на G4M2A и последующих. Двигатели крепились к передней части крыльев и были укрыты в мотогондолах. Маслорадиаторы, тоннельного типа, были расположены внутри капотов двигателей. Двигатели приводили самолёт в движение при помощи двух трёхлопастных металлических пропеллеров с изменяемым шагом, диаметром 3,4 м. Начиная с G4M2, они были заменены четырёхлопастными, того же диаметра.
Двигатели различных модификаций G4M | ||
модификация | модель двигателя | взлётная мощность, л.с. |
---|---|---|
прототипы, ранние G4M1 Модель 11 | Мицубиси Касей 11 | 1530 |
поздние G4M1 Модель 11, G4M1 Модель 13 | Мицубиси Касей 15 | 1530 |
G4M2 Модель 22 | Мицубиси Касей 21 | 1800 |
G4M2A Модель 24, G4M3 Модель 34 | Мицубиси Касей 25 | 1825 |
G4M2B Модель 25 | Мицубиси Касей 27 | 1795 |
G4M2C Модель 26 | Мицубиси Касей 25 Оцу | 1825 |
G4M2D Модель 27, G4M3C Модель 37 | Мицубиси Касей 25 Ру | 1825 |
Общая ёмкость внутренних топливных баков G4M1 составляла 4780 л. Топливные баки располагались между лонжеронами крыла, в его консолях и внутри фюзеляжа.
Вооружение
Торпедное и бомбовое вооружение
Размеры бомбоотсека G4M и его вместимость определялись прежде всего размерами и весом авиационной торпеды Тип 91, весившей 1055 кг. Оборудование самолёта обеспечивало подачу к ней электричества и сжатого воздуха, необходимых для подготовки торпеды к запуску. Кроме того, вместо неё могло размещаться до 1000 кг бомбовой нагрузки. Стандартными её вариантами были: 1 × 800-кг бомба, 1 × 500-кг бомба, 4 × 250-кг бомбы или 12 × 60-кг бомб. На практике, однако, при боевых вылетах могли загружаться самые разнообразные комбинации. При загрузке 60-кг бомб, они подвешивались горизонтально на двух балках. При загрузке 250-кг, 500-кг, 800-кг бомб или торпеды, они подвешивались горизонтально в нижней части фюзеляжа, причём створки бомболюка в этом случае частично снимались.
На самолётах модификации G4M2e Модель 24 Тей бомбоотсек использовался для транспортировки самолётов-снарядов камикадзе MXY-7 Ohka. Створки бомболюка при этом полностью снимались, а MXY-7 перевозился снаружи, внутри фюзеляжа G4M находился только фонарь самолёта-снаряда.
Оборонительное вооружение
Оборонительное вооружение G4M варьировалось в зависимости от модификации, постепенно усиливаясь в ходе производства. Если на первых серийных самолётах оно состояло из одной 20-мм пушки Тип 99-1 и четырёх 7,7-мм пулемётов Тип 92, то на последних моделях вооружение самолёта составляли четыре 20-мм пушки и один 13-мм пулемёт Тип 2. Огневые точки на G4M были расположены: в носу самолёта; в верхней части фюзеляжа; по бокам фюзеляжа и в его хвостовой оконечности.
В носу самолёта располагалась установка 7,7-мм пулемёта Тип 92, имевшего боекомплект, по разным данным, в шесть или семь дисковых магазинов по 97 патронов. Пулемёт был размещён в шаровом креплении, углы его обстрела составляли ±37,5° в горизонтальной плоскости и ±30° в вертикальной. Помимо этого, углы обстрела увеличивались путём вращения носового конуса, вначале вручную, а начиная с модификации G4M2, при помощи электромоторов. Кроме того, на той же модификации по бортам кабины навигатора добавились стрелковые точки ещё для двух пулемётов. На случай выхода пулемёта из строя, в кабине мог перевозиться запасной. На самолётах модификаций G4M2Ac и G4M3, это малоэффективное оружие было заменёно на 13-мм пулемёт Тип 2.
На G4M1 в верхней стрелковой точке, в блистере, был размещён 7,7-мм пулемёт Тип 92, имевший ограниченные углы обстрела ±35° в горизонтальной плоскости и 70° в вертикальной. Боезапас пулемёта составлял семь магазинов по 97 патронов. Начиная с модификации G4M2, эта установка была заменена башенкой с электроприводом, имевшей круговой обстрел, в которой размещалась 20-мм пушка Тип 99-1. Боезапас пушки составляли 12 барабанных магазинов по 45 патронов. Начиная с модификации G4M2b, это орудие было заменено пушкой Тип 99-2, имевшей лучшие характеристики.
В блистерах по бокам фюзеляжа, ближе к корме, размещались установки двух 7,7-мм пулемётов Тип 92, по конструкции аналогичные верхней огневой точке. Углы их обстрела составляли ±45° в горизонтальной плоскости и ±60° в вертикальной. Боекомплект каждого пулемёта составлял шесть магазинов по 97 патронов. Рядом с ними на потолке фюзеляжа крепился дополнительный, запасной, пулемёт. Начиная с модификации G4M2, блистеры были заменены сдвижными панелями, не выступавшими за контуры корпуса. А начиная с варианта G4M2a, пулемёты были заменены 20-мм пушками Тип 99-1.
В хвостовой огневой точке была расположена 20-мм пушка Тип 99-1. Её наводимая вручную установка позволяла качание ствола только в вертикальной плоскости, в пределах ±35°. Наведение по горизонтали же осуществлялось поворотом всего хвостового обтекателя. Боезапас пушки составляли 8 барабанных магазинов по 45 патронов в каждом. На самолётах модификации G4M3 она была заменена своим улучшенным вариантом, пушкой Тип 99-2
Оборонительное вооружение различных модификаций G4M | ||||
модификация | носовая установка | верхняя установка | боковые установки | хвостовая установка |
---|---|---|---|---|
прототипы, G4M1 | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 2 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2 Модель 22, G4M2A Модель 24 | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 | 2 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2a Модель 22 Ко, G4M2Aa Модель 24 Ко | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2b Модель 22 Оцу, G4M2Ab Модель 24 Оцу | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-2 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2Ас Модель 24 Хей | 1 × 13-мм Тип 2 | 1 × 20-мм Тип 99-2 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M3 | 1 × 13-мм Тип 2 | 1 × 20-мм Тип 99-2 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-2 |
Оборудование
Экипаж
Экипаж самолёта состоял из семи или восьми человек навигатора-бомбардира, выполнявшего также функции переднего стрелка; двух пилотов; наблюдателя; первого радиста, управлявшего также верхней огневой точкой; второго радиста и бортинженера, выполнявших в бою функции бортовых стрелков; хвостового стрелка.
Просмотров: 4361
|