Авиация Многоцелевая авиационно-космическая система
23 января 2011Многоцелевая авиационно-космическая система использующий технологию воздушный старт двухступенчатый комплекс космического назначения, состоящий из самолёта-носителя, на котором устанавливается орбитальный самолёт-космоплан с одноразовым внешним топливным баком. Орбитальный самолёт может быть как пилотируемым, так и беспилотным. Вариант системы допускает также установку вместо многоразового орбитального самолёта одноразовой грузовой ракетной ступени с криогенными компонентами топлива.
Разработка проекта велась в НПО «Молния» с начала 1980-х годов под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского. Широкой общественности проект был представлен в конце 1980-х гг. При полномасштабном разворачивании работ проект мог быть реализован до стадии начала лётных испытаний уже в 1988 г. Код разработки 9А-10485.
Вместо первой ступени обыкновенной ракеты в проекте используется сверхтяжёлый самолёт Ан-225; точнее, на базе Ан-225 предполагалась разработка его нового варианта Ан-325.
Ввторая ступень может быть выполнена в трех вариантах:
- МАКС-ОС с орбитальным самолётом и одноразовым баком;
- МАКС-М с беспилотным самолётом и одноразовым баком;
- МАКС-Т с одноразовой беспилотной ракетной второй ступенью.
В вариантах с космопланом полезный груз на низкую орбиту составляет 7 тонн, с ракетной ступенью 18 тонн. Стартовая масса системы 275 тонн.
Основное назначение многоцелевой системы доставка грузов и экипажей на орбиту, в том числе на орбитальные станции. МАКС может также использоваться для аварийного спасения экипажей космических объектов, для ремонтно-аварийно-технических работ, научных экспериментов, организации производств на орбите, в гражданских и военных целях наземной разведки, экологического и космического контроля.
При разработке проекта использовался опыт НПО «Молния» и результаты работ по проекту АКС «Спираль» и экспериментальному беспилотному орбитальному ракетоплану БОР-4. Компоновка базового варианта системы МАКС близка к таковой из системы «Спираль», только вместо гиперзвукого используется обычный самолёт-носитель, а вместо ракетной ступени используются внешний топливный бак и двигатели на самом орбитальном самолёте.
Важным преимуществом этой системы воздушного старта является отсутствие необходимости в космодроме. «Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами».
Данный проект, в отличие от «Бурана», основан на принципе самоокупаемости. По расчётам, затраты должны окупаться через 1,5 года, а сам проект может дать 8,5-кратную прибыль. Эта система является уникальной, так как в мире не разрабатывалось ни одного подобного аппарата. Кроме того, МАКС значительно дешевле ракет за счёт многократного использования самолёта-носителя, стоимость выведения груза на низкую околоземную орбиту порядка 1000 долл./кг; для сравнения: средняя стоимость выведения в настоящее время составляет около 8000-12 000 долл./кг, для конверсионной РН «Днепр» 3500 долл./кг.
К преимуществам проекта МАКС можно также отнести большую экологическую чистоту за счёт применения менее токсичного топлива в разработанном многорежимном трёхкомпонентном двигателе РД-701 керосин/водород+кислород).
В рамках инициативных работ НПО «Молния» по проекту созданы меньшие и полномасштабные габаритно-весовой макет внешнего топливного бака и габаритно-весовые и технологический макеты орбитального самолёта. К настоящему времени на проект уже истрачено около 14 млн долларов. Реализация проекта по-прежнему возможна при наличии инвесторов.
Проект «МАКС» получила золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94».
Просмотров: 2346
|