Авиация Н-1 - Запуски ракеты-носителя Н-1

06 июля 2011


Оглавление:
1. Н-1
2. Основные характеристики ракеты-носителя
3. Запуски ракеты-носителя Н-1
4. Окончание работ
5. Фотогалерея



1-й старт ракетно-космического комплекса Н-1 21 февраля 1969 года
2-й старт ракетно-космического комплекса Н-1 3 июля 1969 года. Авария на старте. Срабатывает система аварийного спасения. Серьезные разрушения стартового комплекса
3-й старт ракетно-космического комплекса Н-1 27 июня 1971 года
4-й и последний старт ракетно-космического комплекса Н-1 23 ноября 1972 года

Хотя на отдельных стендовых испытаниях двигатели показали себя достаточно надёжными, большинство возникавших проблем с носителем было вызвано вибрацией, гидродинамическим ударом, разворачивающим моментом, электрическими помехами и другими неучтёнными эффектами, вызванными одновременной работой такого большого количества двигателей и большой размерностью носителя. Эти трудности было невозможно выявить до полётов ввиду того, что ради экономии средств не были созданы дорогостоящие наземные стенды для динамических и огневых тестов всего носителя или первой ступени в сборе. Как результат, весьма большие и сложные изделия испытывались сразу в полёте. Такой спорный подход, ранее с переменным успехом применявшийся только к намного меньшим по размерам и несравнимо более простым по устройству баллистическим ракетам, привел к череде аварий.

Все запуски носителя Н-1 производились с площадки № 110 космодрома Байконур.

Первый старт ракеты-носителя Н-1 в 12 часов 18 минут 07 секунд с беспилотным кораблем «Зонд-М» в качестве полезной нагрузки 21 февраля 1969 года закончился аварийно. В результате пожара в хвостовом отсеке и нарушения в работе системы контроля двигателей, эта система на 68,7 секунде выдала ложную команду на выключение всех двигателей, за которым последовал подрыв носителя на высоте 12,2 км.

Второй старт ракеты-носителя Н-1 с беспилотным кораблем «Зонд-М» и макетом лунного посадочного корабля комплекса Л3 был проведён 3 июля 1969 года и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А и выключения всех двигателей на 23 с полета, после чего носитель упал на место старта. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва один стартовый стол был полностью разрушен, а второй — серьёзно повреждён. По заключению аварийной комиссии под председательством В. П. Мишина причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя. На анализ результатов испытаний, дополнительные расчёты, исследования и экспериментальные работы и восстановление стартовых столов ушло два года.

Третий старт ракеты-носителя Н1 с макетом беспилотного лунного орбитального корабля и макетом лунного посадочного корабля комплекса Л3 был проведён 27 июня 1971 года. Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали, однако в результате нерасчетного разворачивающего момента при манёвре увода от стартового стола уже со старта ракета набрала крен и продолжала неуправляемый полет, не обеспечивавший выведение на орбиту. Поскольку ради гарантий сохранности стартового комплекса команда аварийного выключения двигателей была заблокирована до 50 секунд, их выключение системой контроля и подрыв потерявшего головную часть и начавшего разрушаться носителя произведены на 51 секунде и высоте 1 км. Для обеспечения управления ракетой по крену менее чем за год были созданы боковые рулевые двигатели, работающие на окислительном генераторном газе и горючем, отбираемых от основных двигателей.

23 ноября 1972 года был произведен ставший последним четвертый старт ракеты-носителя Н1 с беспилотным лунным орбитальным кораблем и макетом лунного посадочного корабля комплекса Л3. Ракета, стартовавшая в этом пуске, претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза, и получила название Н1Ф. Управление полётом осуществляла бортовая ЭВМ по командам гироплатформы. В состав двигательных установок введены рулевые двигатели, система пожаротушения. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой. Всего на этой ракете было установлено более 13000 датчиков. Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунд до высоты 40 км, но за 7 секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты, так как система управления не предусматривала досрочного отделения первой ступени, хотя теоретически энергоресурсов ракеты было достаточно, чтобы произвести довыведение на орбиту за счет большей продолжительности работы верхних ступеней.



Просмотров: 7760


<<< Молния (ракета-носитель)
Нова (ракета-носитель) >>>