Авиация Нарьян-Мар (аэропорт) - История

12 апреля 2011


Оглавление:
1. Нарьян-Мар (аэропорт)
2. Эксплуатант
3. История



1920-1930 годы

В 1925 году первые самолеты появляются в небе Ненецкого округа. Летчики Б.Г. Чухновский и О.В. Кальвиц совершили дальний арктический перелет по маршруту Ленинград – Петрозаводск – Архангельск – Новая Земля. В экспедиции участвовали два самолета Ju-20. Один из самолетов произвел ближнюю разведку от пролива Маточкин Шар на восток на расстояние 50 км. Полет проходил на высоте 1000 м. Одной из целей экспедиции была помощь судам, направляющимся по Главсевморпути. Воздушная разведка помогла морякам избрать короткий маршрут и сэкономить время.

13 февраля 1933 года была открыта первая заполярная авиалиния, которая связала Архангельск с Нарьян-Маром. Самолет Л-507, пилотируемый летчиком Л.К. Фительбергом и бортмехаником М. Алексеевым, преодолел расстояние за 6 с половиной часов. Началом развития гражданской авиации в Ненецком автономном округе можно считать 1933год, когда летчик Правилов Михаил Павлович был направлен в п.Белощелье с заданием обеспечить прием самолетов и создать аэродром. Под его руководством на льду реки Печоры была подобрана ровная площадка и оборудована простейшая маслогрейка для заправки самолетов. После этого в январе 1933 года в Нарьян-Мар начались первые полеты на самолетах Сталь-2.

Первыми летчиками, прибывшими в Нарьян-Мар, были Вершинский, Голубев, Горелов и Смирнов. В то время самолеты использовались для доставки почты, вывозки пушнины и рыбы в Архангельск. Полет до Архангельска длился около 8 часов. Самолеты совершали посадку в различных местах: зимой на лед реки Печоры около лесозавода, в Кармановской курье и на Казенном озере, а летом на пастбище возле деревень Куя и Никитцы.

В 1935 году необходимость организации авиабазы в Ненецком округе была утверждена в Севкрайисполкоме. Председатель Ненецкого ОИК Иван Павлович Выучейский доказал, что для связи с отдаленными районами, оленеводческими совхозами, рыбными становищами округу без авиации не обойтись.

В октябре 1935 первый самолет исполкомовской авиации был отправлен в Нарьян-Мар. Биплан У-2 модификации СП имел вес 664 кг, вес горючего – 109 кг, груз экипажа – 80 кг, груз с пассажиром – не более 160 кг. Перегнал его в Нарьян-Мар Виталий Владимирович Сущинский. Второй самолет У-2 был доставлен морем, пилотом этой машины был назначен молодой ленинградский летчик Самуил Яковлевич Клибанов. Техническое обслуживание обеих машин было поручено авиатехнику Петру Ивановичу Катушенок.

В первый же зимний сезон они ввели в действие восемь авиалиний протяженностью 2470 км, связав Нарьян-Мар со всеми районными центрами, морским побережьем и тундрой. В 1936 году на аэродроме окружной авиации началось строительство ангара, жилого дома, склада для топлива. Был получен специально оборудованный санитарный самолет С-1. Действовали авиатрассы Нарьян-Мар - Пеша – Мезень - Архангельск, Нарьян-Мар – Варандей – Амдерма, Пеша – Индига, Нарьян-Мар – Хоседа-Хард, Нарьян-Мар – Усть-Цильма, Нарьян-Мар – Тобседа, Нарьян-Мар – Шапкинский оленсовхоз.

30 марта 1936 года Нарьян-Мар встречал воздушную арктическую экспедицию во главе с Водопьяновым и Махоткиным и провожал экспедицию Шмидта и Папанина, которые задержались в Ненецком округе в ожидании летной погоды.

В октябре 1937 года Нарьян-Мар стал базой для авиаэкспедиции Б.Г. Чухновского, отправленной в Арктику на поиски Леваневского. В декабре 1937 года на облет воздушной линии Архангельск-Нарьян-Мар вышли тяже¬лые четырехмоторные самолеты Г-2. В 1937-1938 годах начались полёты самолетов Ли-2. После арестов 1937-38 годов руководящих кадров округа авиация Ненецкого ОИК прекратила свое существование. Все самолеты и оборудование были переданы в Архангельск.

1940 годы.

В годы войны Нарьян-Мар стал теплым углом для военных пилотов. В 1941-ом была создана специальная авиационная группа, которой поручалось вести наблюдение по трассе Севморпути, контролировать вход в проливы Новой Земли и конвоировать грузовые транспорты. В Нарьян-Маре расквартировался 16-й авиатранспортный отряд 3-й авиагруппы, подчиненной Беломорской военной флотилии. Самолеты здесь обслуживали, заправляли, а экипажи отдыхали перед новыми вылетами.

В первые годы войны под руководством П.В. Хатанзейского при участии населения города была построена взлетно-посадочная полоса длиной 900 м в 1200 метрах от окружного Дома Советов. Начальником строящегося аэропорта первое время был Петр Афанасьевич Давыдов. С марта 1942 года Нарьян-Марским аэродромом руководил Владимир Иванович Постнов. В День авиации 1944 года работники Нарьян-Марского морского порта передали летчику Беломорской флотилии В.В. Томашевскому самолет-бомбардировщик Ил-4 Работник Печорского флота, купленный на деньги портовиков.

7 сентября 1944 года передовые труженики Ненецкого округа передали летчикам Беломорской флотилии истребитель Як-7Б Нарьян-Марский судостроитель, который был вручен Герою Советского Союза капитану А.К. Тарасову. После войны истребитель был доставлен в Нарьян-Мар и установлен в сквере как памятник советским людям, трудившимся в тылу.

В годы Великой Отечественной войны на Арктическом фронте активно работала немецкая авиация: самолеты противника совершили 269 атак и разведполётов в районы, прилегающие к Ненецкому округу. В честь погибших в годы войны на территории округа экипажей самолетов в 2005 году была установлена стела.

30 сентября 1946 года приказом Северного территориального управления Гражданского воздушного флота в Нарьян-Маре был образован 228-й авиаотряд СТУ ГВФ. Именно с этой даты и ведет свое летоисчисление Нарьян-Марское авиапредприятие.

В Нарьян-Мар прибыли 6 самолетов По-2, три бензозаправщика и два трактора. полёты производились с 900-метровой ГВПП. Одновременно было начато строительство радиоцентра вместе с телефонным коммутатором. Для обогрева людей использовались землянки, впоследствии были построено помещение для диспетчера службы движения, одновременно служившее пассажирской комнатой. Штаб авиаотряда и отдел кадров размещались в здании речного вокзала около морского порта. Штат составлял 50 человек. Первым командиром 228-го авиаотряда был Софронов Александр Иванович.

С этого времени авиация становится надежным помощником хозяйству и жителям округа. Авиаотряд связал Нарьян-Мар с Нижней Пешей, Оксино, Индигой, Тобседой, Носовой, Варандеем, Каратаихой, Хабарово, Хоседа-Хардом, а также обеспечил связь с оленеводческими кочевьями.

В августе 1947 года в округе образована санитарно-авиационная станция.

1950 годы

В 1950-е годы авиация в округе развивалась бурными темпами. В 1950 году в аэропорту строятся четыре домика для служб авиаотряда, а после большого наводнения в 1952 году были дополнительно построены дома отдела перевозок, гостиницы, 8 квартирный жилой дом и укрытие для ремонта техники. Во время наводнения всю технику переводили вверх по Печоре, на аэродром в Новом Бору.

30 августа 1952 года приказом N 069 СТУГВФ 228-й авиаотряд был переименован в 73-й авиаотряд, объединенный с аэропортом Нарьян-Мар. В 50-ые годы в эксплуатацию авиаотряда поступили самолеты Як-12, а затем Як-14. Их обслуживали В.С. Котов, А. Вокуев. Открыта новая трасса на Архангельск, проходящая через Нижнюю Пешу и Мезень. Рейсы выполнялись на пассажирских самолетах Ли-2.

В декабре 1952 года в аэропорту Нарьян-Мар произвел посадку первый самолет Ан-2. полёт выполнял командир С.Я. Баламошев и второй пилот В.А. Старжинский. С появлением самолетов Ан-2авиация стала основным видом транспорта в Ненецком округе, резко возросли объемы перевозок пассажиров и грузов. На Ан-2 в первые годы эксплуатации летали пилоты Г.В. Зуев, Н.К. Толкачев, М.И. Комаров, В.П. Матросов, И.В. Казаков. Первым техником, который обслуживал новый тип самолетов был А. Еркин. Из-за отсутствия подготовительной базы первые замены двигателей производились в Ленинграде.

В 1955 году в аэропорт поступил первый радиолокатор П-10, с помощью него можно было видеть и слышать все самолеты в радиусе 50-60 км, но с большими помехами. Так гражданская авиация начала летать с открытыми глазами, увидела небо, не ограниченное линией горизонта.

В 1956 году в авиаотряде появился гидровариант самолета Ан-2 – Ан-2В. На гидроозере в аэропорту был построен специальный пирс ряжевой конструкции из бревен и брусьев. Самолет был неприхотлив в выборе водной ВПП, что в условиях Ненецкого округа, богатого реками, озерами и морскими бухтами, было большим плюсом. В середине 60-х 3 самолета Ан-2В могли выполнить норму 5 сухопутных Аннушек. Они пользовались большим спросом у Печорского рыбокомбината им. 50летия Октября и МПУ Коопзверпромхоз.

В 50-ые окружная авиация пришла на службу сельскому хозяйству округа, в декабре экипажам Ан-2 приходилось работать и по ночам, мощностей для вывоза улова наваги с рыбучастков не хватало. В это время в Нарьян-Мар прибывали командированные экипажи из Ленинграда, Котласа, Мурманска, Петрозаводска.

Отстрел волков с воздуха, спасающий стада оленей от расплодившихся хищников, был еще одним видом деятельности авиаотряда. В марте 1951 года он был впервые произведен с самолета По-2 охотником-снайпером Василием Платоновичем Макридиным, специалистом ОПХ. С 1951 по 1975 было уничтожено около 800 хищников.

Авиация ускорила доставку почты, оставив позади лошадей и морские суда. С 1953 года вся почта из Архангельска в Нарьян-Мар и из Нарьян-Мара по округу стала доставляться самолетами.

В 1956 году в Нарьян-Марский авиаотряд начали поступать первые вертолеты Ми-1.

1960 годы

В феврале 1960 года в аэропорту Нарьян-Мара произвел посадку первый вертолет Ми-4 под управлением командира ВС Рябова Б.И. Эти вертолеты обслуживали геологов-первопроходцев, начавших в те годы изыскания нефти и газа на территории Ненецкого автономного округа. Вертолеты выполнили тысячи рейсов по оказанию экстренной медицинской помощи населению, не раз спасали рыбаков, унесенных на льдинах в море. Эта маневренная техника позволила работать вне зависимости от готовности площадок и наличия аэродромов. Расширился спектр услуг, предоставляемый авиапредприятием. Первыми пилотами, освоившими вертолет Ми-4, были Наумов, Рябов и Руденко. За ними последовали Кардяшев, Кыркалов, Озеранский, Кудрявцев, Поздеев, Полубояров и другие. Среди них был и первый пилот-ненец Семен Николаевич Явтысый, погибший с экипажем в авиационной катастрофе, но проложивший дорогу не только в небе округа, но и в сознании ненецкого народа. В его память в г. Нарьян-Маре названа улица, улица С. Явтысого.
К началу 60-х годов в населенных пунктах округа было построено около 20 неклассифицированных аэропортов и площадок. 28 июня 1963 года приказом Главного управления Воздушного флота СССР 73-й авиаотряд был переименован в Нарьян-Марский объединенный авиаотряд.

11 января 1966 года по приказу Северного территориального управления гражданской авиации была создана Архангельская авиагруппа, в состав которой был включен Нарьян-Марский ОАО. В том же году в аэропорт города пришел первый самолет Ан-24, выполнявший технический рейс. Чуть позже открыта авиалиния Нарьян-Мар - Москва – Нарьян-Мар. Рейсы выполнялись три раза в неделю самолетом Ан-24. В это же время строились здания авиационно-технической базы, док-ангар, гаражи службы спецавтотранспорта, вводились новые объекты радионавигации и связи.

В 1968 году в аэропорту появился первый вертолет Ми-8Т, на котором летал экипаж в составе: командир Поздеев В.Н., второй пилот Озеранский и бортмеханик Белик А.П.

В октябре 1968 года первые рыбоохранные рейсы на гидросамолете к тундровым озерам выполнила летающая рыбинспекция - группа в составе командира экипажа С. Ильченко, начальника Нарьян-Марской инспекции рыбоохраны Ф.Н. Анашкина, рыбинспекторов В.И. Сярга и В.А. Попова.

В конце 1960-х объёмы авиаперевозок стремительно росли: в первом квартале 1967 года перевезено авиаотрядом 16600 человек, в первом квартале 1968 года - более 19000 пассажиров.

Ан-2 кроме пассажиров, вывозил улов с рыболовных участков, выполнял аэрофотосъемку и лесопатрульные работы для предотвращения пожаров. Для вертолетов в зимний период наступало мертвое время, объема работ не было, они использовались только для выполнения санзаданий и аварийно-спасательных операций, поэтому в 1969 году в Нарьян-Марском авиаотряде была организована служба ПАНХ. Ее созданием занялась Л. В. Куркина. С 1969 по 1988 годы нарьян-марские вертолетчики работали на точках в Пеше, Мезени, Лешуконске, Воркуте, Амдерме, Койде, на Варандее и Дресвянке.

1970 годы

В семидесятые годы в связи с открытием месторождений нефти и газа началось стремительное развитие авиации в округе. Одновременно с поступлением вертолетов Ми-8Т и резким увеличением объемов работ по обслуживанию геологоразведочных экспедиций, рыбаков и оленеводов расширяется и производственная база. Вводятся в строй док-ангар для двух самолетов Ан-2, построено помещение для инженерно-технического персонала вертолетного участка АТБ, построено здание авиационно-технической базы, в котором разместилась лаборатория АиРЭО, начато строительство искусственной взлетно-посадочной полосы в новом аэропорту. Весь имеющийся парк самолетов и вертолетов используется с максимальной нагрузкой. В первую очередь обслуживались вахтовики – смены вахт геологов и пастухов-оленеводов.

С 1973 по 1975 гг. движение воздушных судов в зоне Нарьян-Мара было интенсивнее, чем в московском узле: по 100 самолетовылетов за смену.

В 1973 году комиссией Министерства гражданской авиации службе ПАНХ Нарьян-Марского авиаотряда было присвоено 2-е место по результатам работы среди авиапредприятий СССР. Вертолетами и самолетами авиапредприятия перевозилось в год больше тысячи тонн мяса-оленины, около четырех тысяч тонн рыбы, но основным участком работы в 70-ые становится обслуживание геологоразведки. В летнее время вертолеты работали в две смены. Вывозилась рыба с Фарихи, Тобседы, Каратайки, Усть-Кары; мясо – с Варнека, Хорей-Вера, Харуты.

В октябре 1975 года экипаж вертолета Ми-8 Нарьян-Марского авиаотряда в составе командира вертолетного звена А.П. Кирильченко, пилота А.М. Скворцова, второго пилота А.А. Бохана и бортмеханика А.А. Крылова спас пятерых рыбаков – жителей Усть-Кары в Карской губе. Этот же экипаж участвовал в строительстве Кольской атомной электростанции.

1980 годы

В октябре 1981 года был сдан в эксплуатацию аэровокзал в аэропорту Нарьян-Мара. Событием огромной важности для авиапредприятия явилось перебазирование на новый аэродром. В 1984 году одновременно с увеличивающимся объемом авиационных работ производится расширение и укрепление базы предприятия. На новом месте сданы в эксплуатацию док-ангар для обслуживания самолетов и вертолетов, служебно-пассажирское здание аэропорта, два здания штаба и летного отряда, дизельная электростанция. В 1989-90гг. построены два помещения для оперативных смен самолетного и вертолетного участков. Авиапредприятие в 1985 году окончательно перебазировалось в новый аэропорт. Нарьян-Мар получил возможность принимать и обслуживать транзитные самолеты Ту-134, Як-40, Ан-24, Ан-26. Улучшились условия базирования собственного парка самолетов и вертолетов, а с введением в эксплуатацию нового здания аэровокзала в 1992 году значительно улучшилось обслуживание пассажиров.

К началу девяностых авиапредприятие достигло пика авиационных работ. Ежегодно вертолеты вырабатывали до 2/3 межремонтного ресурса. В напряженной работе росло мастерство пилотов, инженеров и техников. Численность летного отряда превышала 300 человек. Работали две вертолетные эскадрильи и одна самолетная.

В 1981 году нарьян-марские пилоты впервые совершили полёт на ПБУ. Работали там с внешней подвеской.

В 80-ые годы экипаж командира Ми-1 И.Н. Спиридонова принимал активное участие в чернении льда - предотвращении заторов на Печоре во время паводка с помощью золы.

Экипажи Ан-2 и Ми-8 занимались обслуживанием полярных станций для Амдерминского управления гидрометеослужбы. В 1986 году командир вертолета Ми-8 Валерий Николаевич Поздеев стал лауреатом Гос. премии СССР за участие в эксперименте по переводу воздушного флота на новые экономические показатели.

1990 годы

В 1991 году на работу в Нарьян-Марское небо пришли вертолеты МИ-8МТВ-1. Авиаотряд первым в Заполярье начал использовать эту модификацию Ми-8Т.

1990-ые годы стали одним из самых тяжелых периодов в существовании окружной авиации. Достигнув пика в 1991 году в результате социально-экономического кризиса в стране к середине 90-х предприятие оказалось на грани банкротства. Начиная с 1992 года, когда были отпущены цены на потребляемые ресурсы в условиях сверхвысокой инфляции и резкого увеличения тарифов, стал падать спрос на авиационные перевозки. Транспортная работа в округе при полётах на внутренних воздушных линиях с 1991 по 1996 год сократилась в четыре раза.

Практически прекратилось финансирование геологоразведки. Авиапредприятие стало резко терять объемы авиационных работ. С 1991 года продолжалось снижение налета часов на вертолетах Ми-8 и к 1999 году снизились в 8 раз, на самолетах Ан-2 в 500 раз! Из-за неплатежей и средств на гашение кредитов и процентов за пользование ими был наложен арест на половину парка вертолетов, здание аэровокзала, топливо, емкости и другие объекты авиапредприятия. В условиях падения объемов работ авиапредприятие попало в тяжелейшее финансовое положение, увеличивалась задолженность по заработной плате, задолженность по налоговым платежам и пени, задолженность по полученным кредитам, в 1994 году авиапредприятие было признано неплатежеспособным, а в 1996 году попало под арбитражное управление.

Внешним управляющим был назначен Валентин Владимирович Варанкин, а позднее арбитражным судом управляющим был назначен Валерий Павлович Афанасьев. Чтобы вывести предприятие из кризиса пришлось оптимизировать эксплуатационные расходы, численность персонала, реализовывать и консервировать имущество, передавать жилой фонд в муниципальную собственность, заниматься взысканием дебиторской задолженности и т. д. Уже в июне 1999 года предприятие было признано платежеспособным, и по итогам года была получена небольшая прибыль в сумме 257 тыс.руб.
Несмотря на вынужденное сокращение численности, в авиапредприятии удалось сохранить опытных специалистов, инженеров, пилотов и техников.

Примером высокого мастерства пилотов может служить спасение экипажа теплохода Яхрома. 7 октября 1993 года ночью в сложных метеоусловиях и при девятибальном шторме экипаж вертолета Ми-8 в составе командира летного отряда В. П. Афанасьева, В. Е. Остапчука, В. И. Циваша и аварийно-спасательной команды поднял на борт вертолета моряков тонущего теплохода. За это экипаж и работники авиапредприятия, проводившие аварийно-спасательные работы первыми в России были награждены орденами Мужества и медалями.

1999-2011 годы

В 1999-2002 годах началось увеличение объемов перевозок пассажиров почты и грузов на воздушных линиях. Это было связано со стабилизацией экономического положения и повышением жизненного уровня жителей округа.
Активизация работы нефтяных компаний на окружных месторождениях сразу сказалась на увеличении объема авиационных работ на вертолетах Ми-8Т и Ми-8МТВ. Только за 1999-2002 годы объем авиационных работ возрос почти вдвое. А к 2008 году разница показателей увеличилась в 4-5 раз. Выросли пассажирские перевозки, увеличилась перевозка грузов.
В Нарьян-Марском объединенном авиаотряде работает около 800 человек. Летный отряд состоит из 8 экипажей Ан-2 и 30 экипажей Ми-8. Большинство командиров воздушных судов имеют первый класс. За три года появилось около 130 новых рабочих мест.

Клиентами предприятия являются как структуры государственного управления, так и службы экстренного реагирования. Постоянные крупные заказчики авиаотряда - нефтегазодобывающие предприятия. Помимо перевозок Нарьян-Марский авиаотряд предоставляет услуги аэропорта. Аэропорт принимает самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-12 Ту-134, Як-40, Як-42, Ил-18, Boeing 737, вертолеты всех типов. Выполняются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Киров, Усинск, Сочи, Уфу.

  • В 2000 году в государственном реестре зарегистрирован товарный знак и цвета авиапредприятия. Вертолеты, самолеты авиаотряда получили яркое оперение.
  • В 2005 закончена 1-я очередь реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Нарьян-Мар.
  • В апреле 2006 года предприятие поменяло форму собственности и стало акционерным обществом.
  • В 2005-2007 годах обновлен парк спецавтотранспорта.
  • В 2007 году авиаотряд признан социально-ориентированной компанией на всероссийском уровне. Это один из крупнейших налогоплательщиков Ненецкого округа, оказывающий социальную помощь пенсионерам, учебным заведениям и тд. В этом же году Нарьян-Марский объединенный авиаотряд был выдвинут на соискание премии как динамично развивающееся региональное авиапредприятие и стал лауреатом премии Золотая колесница, учрежденной Госдумой и Минтрансом России.

Идет обустройство посадочных площадок в п. Харьягинский и на месторождении Южное Хыльчую. В п. Харьягинский постоянно базируется часть вертолетов Нарьян-Марского объединенного авиаотряда. Посадочные площадки оборудованы местами для стоянок вертолетов, там же проводится техобслуживание воздушных судов и авиатопливообеспечение.

В мае 2010 года назначен новый генеральный директор ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» - Анатолий Николаевич Кисиль.



Просмотров: 4370


<<< Мирный (аэропорт)
Новосибирск-Северный (аэропорт) >>>