Авиация Nebelwerfer - Мифы об «Nebelwerfer»

11 мая 2011


Оглавление:
1. Nebelwerfer
2. Конструкция
3. Конструкция реактивных мин
4. Применение
5. Мифы об «Nebelwerfer»
6. «Ванюша» в литературе



буксировщик SdKfz 10
  • Первый миф связан с тем, что «Nebelwerfer» является копией «катюши» и появился в 1942 году в ответ на появление реактивных системы залпового огня. Это не так — «Nebelwerfer» начал разрабатываться еще в 1928 году и впервые принят на вооружение в виде тяжёлых 280-мм «Wurfrahmen», которые представляли собой первоначально деревянную раму для 6 ракет калибра 280 мм, а позже раму, сделанную из железа и принятую на вооружение в 1940 году. В 1940 также принимается прототип «Nebelwerfer», но только под газовые реактивные мины, а в середине 1940 г. и под фугасные реактивные мины. Применялся сперва против Франции, потом на острове Крит совместно с безоткатными орудиями, в начале кампании на Советском фронте применялся с первых дней войны под прикрытием тяжёлых орудий. Первое его использование на территории СССР 22 июня 1941 года при штурме Брестской крепости — это на месяц раньше, чем первое применение «Катюши» под Оршей того же года. По приказу Гиммлера инженеры предприятия "Чешска зброевка" действительно создали аналог советскому реактивному снаряду РС-82, но сделано это было заведомо позже. Немецкий "аналог" РС-82 превосходил оригинал как по точности выстрела, так и по массе снаряжения боеголовки. Скорость вращения по сравнению с турбореактивными минами была очень низкой, но указанный недостаток устраняла полностью). Таким образом "Органы Гиммлера" точной копией "Органов Сталина" не являлись. Это была значительно более совершенная система, ориентированная на производство с весьма высокой культурой.
  • Миф второй: дальность стрельбы «Nebelwerfer» была низкой вследствие коротких стволов-направляющих. Это не так. Стволы-направляющие «Nebelwerfer» вообще технически нужны только для раскрутки мины и удержания её при буксировке — из-за того, что конструкция реактивной мины «поедала» 25 % КПД реактивного двигателя на раскрутку в полёте, за счёт чего и обусловливается точность миномёта, итого дальность полета составляла для 39-кг мины 6,8 км. «Катюша» имела дальность 8 км, что на 1,2 км больше, чем у «Nebelwerfer», при значительно большей длине направляющих. "Катюша" использовала самый эффективное из известных на то время горючее - нитроглицериновый порох, намного превосходивший эффективностью ди-гликолевый порох немецкого соперника, выбранный из условий работы двигателя. Неуспех применения "Вурфминен" на самолетах связано с идеей стабилизацией снаряда вращением. Если для советских крылатых ракет повышение стартовой скорости являлось стимулом повышения эффективности стабилизирующих перьев, то немецкие мины со стабилизацией вращением явно проиграли - им скорость старта не помогала.
  • Миф третий: малая манёвренность «Nebelwerfer». Это не так, потому что штатным буксировщиком «Nebelwerfer» был полугусеничный тягач Sd Kfz 6, и полугусеничные бронетранспортеры, от аккумуляторных батарей которых он и работал. То есть до середины 1943 года скорости и манёвренности миномёту хватало.
  • Миф четвёртый: Германия не производила установки массово. За всю войну только буксируемых установок «Nebelwerfer» было выпущено 7500 единиц. Несколько десятков тысяч одноразовых деревянных «Wurfrahmen» калибра 280 мм и более 5000 «Wurfrahmen» в железных контейнерах.
  • Миф пятый связан со слабостью фугасности реактивной мины «Nebelwerfer» против «Катюши». Калибр «Nebelwerfer» составляет 152 мм и вес ракеты 68 кг из которых 38 кг приходится на подрывной заряд то есть равен снарядам тяжелой пушечной артиллерии калибра 100 мм и выше,. Реактивная мина «катюши» весит 45 кг из которых 22 кг составляет взрывчатое вещества то есть вдвое слабее по фугасному действию чем «Nebelwerfer». Стоит учесть что топливо в ракетных минах советского образца рассчитано максимум на 5 секунд, а в немецкой на 10 секунд и при падении советской мины взрывается только боеголовка — тогда как в немецкой мине из-за особенностей конструкции подрываются и остатки топлива. Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов "Катюш" осколки имели намного большую начальную скорость и очень сильно разогревались. Поэтому у РС "Катюш" было настолько высокое поджигающее действие и очень высокое травматическое. Такого до конца войны немецким инженерам так и не удалось достигнуть в том числе и потому, что секрет устройства реактивных снарядов "Катюш" хорошо охранялся. К тому же подрыв реактивной мины немецкого миномёта производился после заглубления её в землю, вследствие чего значительная часть осколков уходила в землю. Сплошь и рядом у немцев первым взрывался именно уткнувшийся в землю реактивный двигатель, он взрывался, подбросив вверх хвостовой контейнер боезаряда и разметав вокруг облаком свои полыхающие останки.


Просмотров: 5099


<<< M270 Multiple Launch Rocket System