Авиация North American A-5 Vigilante

26 апреля 2011


Оглавление:
1. North American A-5 Vigilante
2. Эксплуатация
3. Боевое применение
4. Тактико-технические характеристики
5. Упоминания в культуре



Норт Америкэн A-5 «Виджилент» — единственный в истории авиации сверхзвуковой палубный бомбардировщик, состоявший на вооружении ВМС США в 1960—1970-х годах. Первоначально предназначавшийся для доставки ядерного оружия, наибольшее применение получил в разведывательной модификации RA-5C.

История

В ноябре 1953 года фирма Норт Америкэн по собственной инициативе начала разработку ударного самолёта, который должен был прийти на смену дозвуковому палубному бомбардировщику A-3 «Скайуорриор». Новая машина поначалу носила обозначение NAGPAW, а на фирме обозначалась NAA-233. В 1955 году ВМС США одобрили проект, а в августе 1956 года заключили контракт на постройку двух опытных образцов. Выкатка прототипа YA3J-1 состоялась 16 мая 1958 года, свой первый полёт он совершил 31 августа того же года.

«Виджилент» был большим, тяжёлым и очень высокотехнологичным для своего времени двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были ковшеобразные регулируемые воздухозаборники, внутренний бомбоотсек между двигателями, крыло без элеронов, цельноповоротное вертикальное оперение. A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.

Второй опытный «Виджилент» разбился в июне 1959 года. Несмотря на это, испытания шли успешно. В 1960 году впервые поднялся в воздух первый серийный самолёт, в июле начались испытания на авианосце. В качестве рекламы перед американским Конгрессом 13 декабря 1960 года коммэндер Лерой Хит и лейтенант Ларри Монро установили на «Виджилент» мировой рекорд высоты полёта, поднявшись на 91 450 футов с грузом 1000 кг.

Неизвестно, было ли заметное внешнее сходство «Виджилент» и МиГ-25 случайностью или же следствием технических заимствований; нет никаких свидетельств, которые бы позволили сделать однозначный вывод. Проектирование самолёта Е-155 началось в марте 1961 года, незадолго до поступления A-5 на вооружение, поэтому заимствование некоторых конструктивных решений теоретически могло иметь место. Интересно, что поначалу инженеры Норт Америкэн планировали применить на «Виджилент» двухкилевую схему хвостового оперения, однако по настоянию ВМС выбрали однокилевую.



Просмотров: 4060


<<< NGB (Next-Generation Bomber)
North American B-45 Tornado >>>