Авиация NOTAR
16 июня 2011Оглавление:
1. NOTAR
2. Идея
3. Применение
NOTAR — система управления вертолётом по рысканью, применяемая вместо рулевого винта. Состоит из вентилятора, установленного в хвостовой части фюзеляжа, и системы воздушных сопел на хвостовой балке. Сопла в корневой части балки воздействуют на пограничный слой, вследствие чего возникает эффект Коанды поток воздуха от несущего винта изменяет своё направление, отклоняясь в сторону. Этим компенсируется реактивный момент. В конце балки установлено управляемое реактивное воздушное сопло, применяемое для непосредственного управления по рысканью.
Разработка
Применение направленного воздушного потока для компенсации реактивного момента было опробовано в 1945 году на британском вертолёте Cierva W.9. Разработка системы NOTAR началась в 1975 году в компании Хьюз Геликоптерз. В декабре 1981 года совершил первый полёт вертолёт OH-6, оборудованный этой системой. Более глубоко модернизированный вариант совершил полёт в марте 1986 года.
В дальнейшем была разработана и произведена модель NOTAR 520N, совершившая первый полёт 1 мая 1990 г. Впоследствии эта машина потерпела катастрофу, 27 сентября 1994 г. столкнувшись в групповом полёте с вертолётом AH-64D «Апач».
Просмотров: 3024
|