Авиация Ока (ОТРК)
18 марта 2011Оглавление:
1. Ока (ОТРК)
2. Модификации
3. Тактико-технические характеристики
4. Эксплуатанты
5. Снятие с вооружения и уничтожение
Ока) советский оперативно-тактический ракетный комплекс разработки Коломенского КБ машиностроения под руководством Сергея Павловича Непобедимого
История создания
Разработка армейского ракетного комплекса «Ока» началась в середине 1970-х годов в КБМ под руководством Непобедимого С. П.. Комплекс предназначался для замены ракетного комплекса 9К72.
Летные испытания комплекса начались пусками в 1978 году на полигоне Капустин Яр. Государственные испытания проводились в 1977—1979 году, во время которых были осуществлены пуски 26 ракет. На государственные испытания были поставлены 3 СПУ, 2 ТЗМ и 2 ТМ, тренажёр и технологическое оборудование. Комплекс принят на вооружение в 1980 году.
Состав комплекса
ОТР-23 представляет из себя одну пусковую установку, которая полностью автономна, способна преодолевать любое бездорожье, в том числе вплавь и водную преграду, легко и надёжно маскируется. Её можно перебросить в любую точку земного шара по воздуху, железнодорожным и морским транспортом. Комплекс предназначался для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям.
Ракета
Твердотопливная ракета 9К714 была выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью. В ракете использовалась инерциальная система управления. Для повышения точности попадания на комплексе «Ока-У» использовалась коррекция по данным радиолокационной головки самонаведения. Ракета оснащалась как обычными головными частями, так и ядерной, мощностью 10-50 кт. Замена головных частей на стартовой позиции производилась в течение 15 минут. В конце активного участка траектории ракета достигала скорости 4М. Управление осуществлялось с помощью хвостовых решетчатых аэродинамических рулей. Высота наивысшей точки баллистической траектории 120 км.
Ракета оснащалась комплексом преодоления ПРО, созданным в ГосЦНИРТИ под руководством И. Куприянова. Использование КСП ПРО уменьшало вероятность перехвата зенитными ракетными комплексами. Повышению боевой эффективности также способствовали малое время перехода из походного положения в состояние боевой готовности, автономность комплекса, высокая автоматизация предстартовой подготовки, достаточно высокая эффективность применения обычных головных частей.
Серийный выпуск ракет производился на Воткинском машиностроительном заводе.
Варианты боевого оснащения
- 9М714Б ракета оснащенная ядерной ГЧ АА-75 с максимальной дальностью действия до 500 км.
- 9М714Ф ракета оснащенная ГЧ осколочно-фугасного типа, массой около 450 кг и максимальной дальностью действия до 450 км.
- 9М714К ракета оснащенная кассетной ГЧ массой около 715 кг содержащая 95 суббоеприпасов массой по 3,95 кг. Вскрытие ГЧ происходило на высотах порядка 3 000 м, при этом площадь поражения составляла от 80 000 до 100 000 м². Максимальная дальность действия до 300 км.
В дополнение к указанным типам боевого оснащения, ракета 9М714 могла оснащаться головными частями снаряженными химическими отравляющими веществами.
СПУ и Шасси
Самоходная пусковая установка 9П71 выполнена на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, с V-образным двигателем УТД25 мощностью 400 л. с. Шасси изготавливались на Брянском автомобильном заводе. СПУ было разработано СКБ-221, опытные образцы изготавливались на заводе «Баррикаде», а серийным производством занимался Петропавловский завод тяжелого машиностроения им. Ленина. Как и СПУ 9П71, транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230 выполнялась на самоходном шасси БАЗ-6944. На ТЗМ осуществлялась перевозка двух ракет.
Кабина управления БАЗ-6944 расположена в передней части, за ней расположен моторный отсек, а остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности и состоявшей из пятиступенчатой гидромеханической коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. Между колесами передней и задней тележек устанавливался дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь. Шасси оснащалось восемью ведущими колесами с независимой торсионной подвеской и широкопрофильными шинами переменного давления. Поворотными являлись колеса первой и второй пар. Для преодолевания водных преграды машина оснащалась двумя водометными движителями.
Расположение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Все стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось внутри СПУ и обслуживалось расчётом из трех человек. Время подготовки к пуску с марша составляло менее 5 минут. Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты и положении шасси с максимальным отклонением в 90 градусов от плоскости стрельбы. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до пуска.
В комплекс также входила транспортная машина 9Т240, на которой осуществлялась перевозка ракет отдельно от боевой части в специальном контейнере 9Я249. Боевые части перевозились отдельно в в контейнере 9Я251.
Просмотров: 4781
|