Авиация Омск-Центральный (аэропорт) - История
12 апреля 2011Оглавление:
1. Омск-Центральный (аэропорт)
2. История
3. Технические данные
4. Пункты назначения и перевозчики
5. Проблемы аэропорта
6. Источники и примечания
14 июля 1925 года в протоколе заседания Омской губернской плановой комиссии говорится об отводе участка земли под аэродром. «Учитывая весьма важное значение для дела развития, как военной, так и гражданской авиации, наличие достаточных по размерам и удобных по местоположению аэродромов, отнести под аэродром в городе Омске площадь размером 146 кв. дес., расположенную в южной части земель г. Омска и захватившую часть земель г. Ленинска».
15 июля 1926 года в Омске завершился беспосадочный перелет французских военных летчиков Жирье и Дордилье по маршруту Париж - Берлин – Москва - Свердловск – Омск. Был установлен новый мировой рекорд: расстояние в 4800 км преодолено за 29 часов 40 минут без посадки.
В 1927 году в Омске приземлился самолет под управлением С.А.Шестакова с механиком Д.В.Фуфаевым, совершившим перелет по маршруту Москва – Токио – Москва.
В мае 1928 года проведены работы по выравниванию аэродромной площадки.
24 июля 1928 года в Омске приземлился самолет, выполнивший первый почтовый рейс. Командование почтового отряда приняло решение, что Омск можно сделать базовым аэродромом. На протяжении двух с половиной месяцев продолжался опытный летный сезон на аэролинии Москва – Новосибирск, и он прошел удачно. На 1929 год стали планировать полеты до Иркутска.
В начале мая 1929 года для постоянного базирования в Омский аэропорт прибыли пять самолетов «Фоккер Ц-4». 17 мая из Москвы в Свердловск вылетел почтовый «Фоккер Ц-4», пилотируемый Ю.И.Рединым. От Свердловска до Новосибирска рейс продолжил Л.В.Лункевич. В тот же день из Иркутска в Новосибирск вылетел «Фоккер», пилотируемый И.С.Лапоноговым, дальше самолетом управлял Ф.Н. Кононенко, взявший курс с эстафетной почтой на Омск.
17 мая 1929 года официальная дата рождения аэропорта. В первые сутки работы прибыло два самолета. Первые пилоты Омского аэропорта Ф.Н.Кононенко, Л.В.Лункевич, Ю.И.Редин, Яхонтов, П.Т.Полозенко.
В 1931 году в аэропорту появились самолеты П-5, АНТ-9, год спустя – К-5, ПО-2.
С 15 мая 1931 года открылось воздушное пассажирское сообщение Москва – Новосибирск на трехмоторных самолетах типа АНТ-9. Самолеты были оборудованы комфортабельной пассажирской кабиной на 11 мест. Продолжительность полета от Омска до Москвы 14 часов, от Омска до Новосибирска – 3 часа.
Омская аэростанция становится узловой. Зимой 1931-1932 года впервые самолеты из Омска отправляются в Обдорск через Тавду. В эти годы осваивал новые воздушные трассы молодой пилот В.С. Молоков, один из первых летчиков Героев Советского Союза.
В 1932 году несмотря на отсутствие инфраструктуры аэропорта были налажены регулярные рейсы Тара Большеречье Омск.
Первыми зданиями аэропорта становятся помещения бездействующей мельницы купца Емельянова.
В этом же году в Омске было создано авиазвено спецприменения, находившееся в подчинении Новосибирского 210-го летного отряда. Авиазвено в больших объемах выполняло различные народнохозяйственные и авиахимические работы.
С февраля 1933 года Омский аэропорт включен в обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения.
В 1934 году Омский аэропорт становится узловым на участке Западно-Сибирской трассы. Численность сотрудников авиамастерских достигает уже более 200 человек. Формируется 7-й ночной транспортный отряд, ставший в период Великой Отечественной войны авиаотрядом спецприменения.
8 августа 1936 года в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнивший полет по маршруту Москва – остров Удд. Омичи восторженно встречали участников перелета В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова, преодолевших за 56 часов 20 минут 9374 километра без посадок.
12 февраля 1937 самолет Н-120, выполнявший перелет по маршруту Москва – Уэлен - Москва, летчика-полярника Ф.Б.Фариха приземлился на Омском аэродроме. До сих пор зимой еще никто не летал по этой трассе. Летчики побывали почти на всех полярных зимовках, расположенных по побережьям морей], Лаптевых и Карского. Основной груз – письма и посылки.
В 1945-1946 годах летали только ПО-2, перевозившие одновременно не более двух пассажиров. Этот воздушный транспорт использовался только для северных районов в зимнее время, куда очень трудно попасть обычными видами транспорта. До Усть-Ишима, например, приходилось лететь более 5 часов.
Послевоенное время отмечено освоением новой скоростной авиационной техники: на авиалиниях появляются Ил-12, Ан-2, Ил-14.
15 сентября 1956 года в Омский аэропорт прибыл первым регулярным рейсом первый в мире реактивный самолет Ту-104.
8 октября 1958 года открылся новый аэровокзал. В нем были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения, телеграфом.
В это же время были построены здание гостиницы № 2, цех бортпитания и другие здания.
В 1970 году было введено в эксплуатацию современное здание аэровокзала Омского аэропорта, рассчитанное на обслуживание 700 пассажиров в час.
11 октября 1984 года в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек, выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории России. Основная статья Авиакатастрофа в Омске 11 октября 1984 года
В 1991 году объемы перевозок пассажиров, почты и грузов достигли пика. Отправки пассажиров без учета транзитных достигали почти миллиона человек в год. В летний период принималось более 100 рейсов в сутки.
Омский аэропорт становится одним из крупнейших на магистрали Москва – Дальний Восток. Города Крайнего Севера, Средней Азии через Омск соединены с главной магистралью. Город связан более чем с 80 городами Советского Союза.
Дальнейшее развитие получает и малая авиация. 17 районных центров и населенных пунктов связаны авиалиниями с Омском. Ан-2 используется не только на пассажирских авиаперевозках, но и выполняет задания по оказанию скорой медицинской помощи, по охране лесов от пожара.
В 1994 году произошло разделение коллектива авиапредприятия на авиакомпанию «Омскавиа» и «Омский аэропорт». Позже из единой структуры авиапредприятия выделяются диспетчеры управления воздушным движением.
В марте 1997 года Омский аэропорт становится международным.
В 2000 году заменено светосигнальное оборудование.
В 2001 году за счет собственных средств и кредитов был проведен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы.
В 2005 году для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Омского аэропорта была построена современная аварийно-спасательная станция.
В 2006 году в рамках проводимой реконструкции аэровокзала изменилась система обслуживания пассажиров при регистрации. Внедрены автоматизированные системы для регистрации пассажиров: «Sabre», «SITA», «Регина», «Купол», «Астра».
С 2007 года пассажиры получили возможность обслуживаться в Омском аэропорту по электронному билету.
В 2008 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа ATR-72 и А-320-214, а также выиграл в суде несколько дел, в том числе дело о якобы нарушении санитарно-эпидемиологических норм. Арбитражный суд Омской области установил, что пробы воздуха, на основании которых аэропорту было выдвинуто обвинение, отбирались с нарушением процедуры. Постановление заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в отношении работников аэропорта признано незаконным.
Летом 2010 года Центральный районный суд Омска признал недостаточной пожарную безопасность международного терминала аэропорта и обязал муниципальное образование Омск, как собственника здания, установить системы оповещения людей о пожаре, автоматическую пожарную сигнализацию, обеспечить помещения первого этажа здания необходимым количеством эвакуационных выходов.
2010 год - Омское НПО "Мостовик" ведет строительство новых мест стоянки ВС, однако, когда строительство было практически завершено, выяснилось, что проектная документация не была оформлена должным образом. В результате уже почти готовые стоянки не вводятся в эксплуатацию до оформления всей документации.
Летом 2011 года началась реконструкция международного терминала аэропорта, которую ведет Омское НПО "Мостовик".
Просмотров: 7270
|