Авиация Orenda Iroquois

07 мая 2011


Оглавление:
1. Orenda Iroquois
2. Испытания
3. Существующие экземпляры



«Orenda Iroquois» в Канадском музее авиации в Оттаве.

«PS.13 Iroquois» — турбореактивный двигатель, разработанный и производившийся канадской компанией «Orenda Aerospace» и предназначавшийся для установки на истребитель-перехватчик «CF-105 Arrow». Производство было прекращено в 1959 г. в связи с закрытием проекта «Arrow».

Разработка

В 1953 г. фирма «Avro Canada» обратилась к «Orenda Aerospace» с заказом на разработку двигателя для нового скоростного истребителя-перехватчика «CF-105 Arrow». Первоначально «Avro Canada» планировала использовать один из трех двигателей британской разработки: «Rolls-Royce RB.106», «Bristol B.0L.4 Olympus» или производимую по лицензии версию «Olympus» — «Curtiss-Wright J67». Были выбраны «RB.106» и «J67» — соответственно, как основной и запасной варианты двигателей. По иронии судьбы, только «Bristol Olympus» попал в серийное производство — работы над двумя другими двигателями были прекращены еще на этапе проектирования «CF-105». Однако адаптировать самолет к «Olympus» не стали, поэтому было принято решение о разработке специального двигателя. «Orenda» в сжатые сроки предложила проект «PS.13 Iroquois».

Ключевыми принципами проекта «Iroquois» стали простота конструкции двигателя и снижение его веса. Руководствуясь ими, инженеры «Orenda» одними из первых стали применять титан, доля которого составила до 20 % веса двигателя. Титан отличается легкостью, прочностью, устойчивостью к высоким температурам и коррозии. По подсчетам специалистов, использование титана вместо стали позволило уменьшить вес двигателя на 380 кг. В начале 50-х годов свойства титана были еще недостаточно изучены, а технология его производства — весьма несовершенна. Как следствие, титан был очень дорогим материалом, гораздо более дорогим, чем сталь или алюминий. Это создавало новые препятствия на пути к его применению, которые конструкторам «Orenda» предстояло преодолеть. Облегченные титановые детали позволили также облегчить и несущие узлы двигателя. Другим легким материалом, нашедшим применение в конструкции, стал инконель — никелево-хромовый сплав, также отличающийся легкостью и замечательной температурной и коррозионной стойкостью.

Разработка и постройка столь высокотехнологичного двигателя была осуществлена «Orenda Aerospace» в удивительно сжатые сроки. Детальный проект был готов в мае 1954 г., а в декабре того же года был произведен первый запуск прототипа двигателя. Испытания показали, что при весе в 2 675 кг двигатель с включенным форсажом создавал тягу в 13 500 кг. Такие характеристики делали «Orenda Iroquois» самым мощным двигателем в Северной Америке на тот момент.



Просмотров: 2222


<<< Junkers Jumo 004