Авиация Осоавиахим-1 - Катастрофа стратостата «Осоавиахим-1»

06 июля 2011


Оглавление:
1. Осоавиахим-1
2. Первый и последний полёт «Осоавиахим-1»
3. Катастрофа стратостата «Осоавиахим-1»
4. Заключение комиссии по расследованию катастрофы «Осоавиахим-1»
5. Память



Комиссия на месте падения гондолы «Осоавиахим-1»

Около полудня связь с пилотами «Осоавиахим-1» была утрачена, и о его судьбе ничего не было известно около пяти часов. Около 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. Полёт завершился катастрофой, всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли. Тщательное изучение дневников, бортжурнала и показаний приборов позволило по большей части установить картину катастрофы. Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12.33 достиг рекордной высоты 22000 метров и продержался на этой высоте около 12 минут, после чего экипаж начал плавное снижение.

Экипаж около трёх минут держал открытым клапан, но прогретый солнечными лучами воздушный шар опускался чрезвычайно медленно. Лишь через 45 минут начался безостановочный, медленный, не внушающий никаких опасений спуск к Земле. Через час с четвертью стратостат, несмотря на то что пилоты выпустили значительное количество газа из оболочки, все ещё находился на высоте около 18000 метров. Тем временем световой день подходил к концу, и возникла опасность, что после заката резкое снижение интенсивности обогрева аэростата Солнцем может привести к аварийной ситуации.

До высоты 17800 метров «ОАХ-1» снижался со скоростью 1 м/с. Скорость не превышала расчётную. В бортовых журналах было отмечено, что на высоте 14300 метров была взята очередная проба воздуха за бортом. Однако скорость снижения нарастала, километром ниже она удвоилась. Пропорционально нарастанию скорости охлаждался и газ в оболочке шара.

И. В. Сталин и В. М. Молотов на похоронах экипажа Осоавиахим-1. 2 февраля 1934 года

За несколько минут до гибели Васенко записал в бортовом журнале:

  • «Альтиметр 13400 м. Время 16.05. Идём вниз. Солнце ярко светит в гондолу. Красота неза…»
  • «16.13,5 Альтиметр 12000 м.»

На высоте около 12000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для спасения «Осоавиахим-1» экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. На борту же имелось 420 килограммов балласта, включая аварийный, но даже его экипаж сбросить не успел. Скорость снижения составляла уже 15 м/с и продолжала расти. Гондола с увеличивающимся усилием тянула за собой шар стратостата, и на высоте полтора-два километра от земли стропы оборвались. Экипаж в течение последних десяти минут падения находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно.



Просмотров: 3638


<<< Крупнейшие катастрофы монгольфьеров