Авиация Отклоняемый вектор тяги

23 января 2011


Оглавление:
1. Отклоняемый вектор тяги
2. ОВТ на современных самолетах



Отклоняемый вектор тяги — функция сопла, изменяющая направление истечения реактивной струи. Предназначена для улучшения тактико-технических характеристик самолёта. Регулируемое реактивное сопло с отклоняемым вектором тяги — устройство с изменяемыми, в зависимости от режимов работы двигателя, размерами критического и выходного сечений, в канале которого происходит ускорение потока газа с целью создания реактивной тяги и возможностью отклонения вектора тяги во всех направлениях.

История разработки

Вертикальный взлет и посадка

Первые опыты, связанные с практической реализацией отклоняемого вектора тяги на самолетах, относятся к 1957 году и проводились в Великобритании в рамках программы по созданию истребителя с вертикальным взлетом и посадкой. Прототип под обозначением Р.1127 был оснащен двумя поворачивающимися на 90° соплами, расположенными по бокам самолета на линии центра тяжести, которые обеспечивали движение в вертикальном, переходном и горизонтальном режимах полета. Первый полет Р.1127 состоялся в 1960 году, а в 1967 году на его базе был создан первый серийный СВВП "Харриер".

Существенным шагом вперед в разработке двигателей с отклоняемым вектором тяги в рамках программ СВВП стало создание в 1987 советского сверхзвукового СВВП ЯК-41М. Принципиальной отличительной чертой данного самолета стало наличие трех двигателей: двух подъемных с соплами по бокам самолета на линии центра тяжести и одного подъемно-маршевого с поворотным соплом, расположенным между хвостовыми балками. Трехсекционная конструкция сопла подъемно-маршевого двигателя делала возможным поворот вниз от горизонтального положения на 95°. В силу ряда причин ЯК-41М не производился серийно, однако реализованная на нем конструкция двигателя сыграла основополагающую роль в конце 1990-х годов в США в ходе работ по созданию будущего истребителя F-35.

Расширение маневренных характеристик

Еще в ходе работ над Р.1127 испытателями было замечено, что использование отклоняемого вектора тяги в полете несколько облегчает маневрирование самолета. Однако из-за недостаточного технического уровня и приоритетности программ СВВП серьезные работы в области повышения маневренности за счет ОВТ не велись до конца 1980-х годов.

В 1988 году на базе истребителя F-15B был создан экспериментальный самолет с двигателями с плоскими соплами и отклонением вектора тяги в вертикальной плоскости. Результаты испытательных полетов показали высокую эффективность ОВТ для повышения управляемости самолета на средних и больших углах атаки.

Приблизительно в то же время в Советском Союзе был разработан двигатель с осесимметрическим отклонением сопла кругового сечения, работы над которым велись параллельно с работами над плоским соплом с отклонением в вертикальной плоскости. Поскольку установка плоского сопла на реактивный двигатель сопровождается существенными трудностями, предпочтение было отдано соплу с осесимметрическим отклонением и в 1989 году состоялся первый полет истребителя Су-27 с экспериментальным двигателем.



Просмотров: 3518


<<< Овербукинг
Перрон (аэродром) >>>