Авиация Пе-8 - Опытные машины на базе Пе-8
06 июля 2011Оглавление:
1. Пе-8
2. Серийное производство
3. Описание конструкции
4. Официальные наименования самолета
5. Опытные машины на базе Пе-8
6. Нереализованные проекты Пе-8
7. Служба и боевое применение
8. Оценка машины
ТБ-7 № 42015
В 1940 году был построен единственный вариант транспортно-десантного самолета. От серийных машин он отличался усиленным в районе центроплана планером и многочисленными приспособлениями для установки сидений десанта и перевозки грузов. Также самолет имел специальное оборудование, превращавшее его при высадке в командный пункт для пехотного командования. При этом планер самолета использовался для развертки стационарной радиоантенны дальней связи. К самолету также прилагалась съемная десантная кабина, вмещавшая 12 десантников. Во время войны с самолета было удалено все специальное оборудование, и он эксплуатировался как обычный бомбардировщик.
Пе-8 ОН № 42612, 42712
В 1944 году был спроектирован пассажирский вариант Пе-8 с салоном на 12 человек и трехместной спальной кабиной. От серийных бомбардировщиков самолёт отличался отсутствием верхней пушечной установки и вертикальным оперением увеличенной площади с форкилем. На самолёте использовались двигатели АЧ-30Б. Было построено два экземпляра, отличавшихся друг от друга только цветом отделки салона. Пе-8 ОН предназначались для перевозки членов правительства и испытывались в апреле 1945 года. Сведений о применении этих машин по прямому назначению не сохранилось. Через некоторое время после войны оба самолета были переданы в полярную авиацию, получив при этом новые моторы типа АШ-82, где и прослужили до полного износа.
Пе-8 ЛЛ
После войны единственный уцелевший бомбардировщик первых серий, носивший номер 4218, был переоборудован в летающую лабораторию по испытаниям авиамоторов АШ-82ФН. У него была переделана носовая часть, на которую установили пятый мотор Аш-82ФН, сразу за ним в фюзеляже оборудовали место для инженера-испытателя.
Пе-8, ракетоносная модификация
В конце 1944 года один самолет с моторами АШ-82ФН был переоборудован в качестве носителя крылатых ракет 10х конструкции В. Н. Челомея. Самолет участвовал в программе испытаний этих ракет в Средней Азии в первой половине 1945 года. Впоследствии под ракетоносцы было переоборудовано еще 5 машин.
Пе-8 № 42911, носитель экспериментальных ракетных самолетов 5-1 и 5-2
С окончанием войны и захватом немецких технических архивов СССР смог приступить к самостоятельному изучению проблемы преодоления скорости звука. В рамках программы создания стреловидного крыла для решения этой задачи авиаконструктором М. Р. Бисноватым были построены экспериментальные ракетные самолеты 5-1 и 5-2. Чтобы снять проблемы взлета, для этих машин было решено организовать воздушный старт с самолета-носителя. В качестве такого носителя в течение 1948 года был переоборудован серийный бомбардировщик Пе-8. С него сняли вооружение и установили мощный пилон под правой частью центроплана. Программа испытаний ракетных самолетов с воздушного старта была прекращена в 1949 году за бесперспективностью развития самолетных ЖРД.
Пе-8, полярная модификация
После войны наименее изношенные машины были переоборудованы в транспортные самолеты для применения в условиях Крайнего Севера. На самолеты устанавливались моторы АШ-82, удалялось вооружение, ставилось спецоборудование для полярных полетов. Всего было переоборудовано 5 машин: Н419, Н395, Н396, Н550, Н562.
Пе-8 Н395 в 1947 году при совершении перелёта Москва мыс Шмидта разбился при взлёте на мысе Косистом. Позднее обломки самолета были вывезены в музей ВВС Монино, откуда в начале 2000 года исчезли при загадочных обстоятельствах.
Пе-8 Н550 в 1950 году входил в состав Московской авиагруппы особого назначения. В том году самолет вышел из строя при жесткой посадке на острове Диксон.
Просмотров: 7118
|