Авиация Планёр
22 января 2011Планёр безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. В ряде случаев планёром называют несущую конструкцию летательного аппарата.
Примерами планёра являются знакомые каждому с детства бумажный самолётик, бумажный голубь.
Наблюдения за полётами птиц побудили строить махолёты и целое семейство летательных аппаратов, использующих приёмы свободного полёта.
Для доставки планёра к точке начала свободного полёта используется либо летательный аппарат другого типа, либо собственный двигатель с малым ресурсом, либо катапульта. Также применяется наземная лебёдка с длинным тросом, резиновый жгут, натягиваемый командой людей, и старт с наветренного склона горы. Существуют и мотопланёры с собственным двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом. Большинство мотопланёров используют двигатель только после взлёта, но некоторые их модели с достаточной тягой двигателя способны взлетать и самостоятельно.
Конструкции, способные к планирующему полёту, известны человечеству с древности. Доказательства существования планёров в Древнем Египте предоставила Исидор Уильям Дейчес. Эммануил Сведенборг сделал эскизы планёра приблизительно в 1714 году. В 1853 году сэр Джордж Кейли сконструировал первый современный планёр, поднявший человека в воздух.
На рубеже XIX—XX веков самым известным создателем планёров был Отто Лилиенталь. Изготовив и испытав множество моделей, он создал удачную конструкцию балансирного планёра с хорошими лётными характеристиками.
Расцвет планёров пришёлся на 1920—1930-е годы, когда начался настоящий бум планёрных школ. В СССР он случился даже в провинции. Многие пилоты второй мировой войны совершили свои первые полёты в этих школах. Доступность и относительная дешевизна способствовали широкому распространению планёрного спорта после окончания войны.
В настоящее время планёрный спорт является общепризнанным и массовым увлечением в развитых странах. Современные планёры, благодаря достижениям аэродинамики и материаловедения, способны пролететь 60 км по прямой с высоты 1 км в спокойном воздухе. Опытные планеристы, стартовав с высоты 1 км и используя восходящие потоки термики, способны преодолевать сотни километров без затрат горючего. Существуют также планёры для высшего пилотажа и полётов за грозовым фронтом, что позволяет использовать мощные восходящие потоки и пролетать значительные расстояния.
В настоящее время по правилам Международной авиационной федерации рекорды в планёрном спорте регистрируются, если они установлены в течение одного светового дня. Максимальная дистанция, пройденная на планёре 3009 км. Клаус Олман из Германии выполнил этот полёт 21 января 2003 года.
Современные планёры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлёгких, весом в десяток килограммов и скоростью полёта чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28 000 км/ч любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планёра, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планёр.
Просмотров: 1839
|