Авиация Планёр Гимли
23 января 2011Оглавление:
1. Планёр Гимли
2. Посадка в Гимли
3. Расследование обстоятельств
4. Дозаправка
5. Сходные аварии
-
- Это статья о самолёте; об одноимённом вымышленном персонаже смотрите статью Гимли
Планёр Гимли — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года. Этот самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После продолжительного планирования самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.
Отказ двигателей
На высоте 12 000 метров неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе левого двигателя. Компьютер показывал, что топлива более чем достаточно, но его показания, как затем выяснилось, были основаны на введённой в него ошибочной информации. Капитан Роберт Пирсон Pearson) и второй пилот Морис Квинтал решили, что неисправен топливный насос, и отключили его. Так как баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать в двигатели без насосов. Но через несколько минут прозвучал аналогичный сигнал правого двигателя, и пилоты решили повернуть в Виннипег. Несколько секунд спустя левый двигатель отключился, и они начали готовиться к посадке на одном двигателе.
В то время как пилоты старались запустить левый двигатель и вели переговоры с Виннипегом, прозвучал ещё один сигнал, которого они никогда раньше не слышали, так как он не подавался на тренировках — сигнал об остановке обоих двигателей. Спустя несколько секунд правый двигатель также отключился, большинство приборов на панели погасли, а самолёт остался без энергии. К этому моменту самолёт уже снизился до 8 500 метров, направляясь к Виннипегу.
Боинг 767 получает электричество от генераторов, которые вращаются двигателями. Отключение обоих двигателей привело к тому, что электронная система управления полётом полностью отключилась, и в распоряжении пилотов остались только резервные приборы, автономно запитанные от бортового аккумулятора, в том числе и радиостанция. Ситуация усугубилась тем, что пилоты оказались без очень важного прибора вариометра, измеряющего вертикальную скорость.
Рабочее давление в гидросистеме перестало создаваться, так как гидронасосы приводятся остановившимися двигателями. Однако конструкция самолёта была рассчитана на отказ обоих двигателей. Автоматически запустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Теоретически, создаваемое ей давление должно быть достаточным для того, чтобы самолёт сохранил управляемость при посадке. На практике возникли некоторые проблемы.
Просмотров: 5127
|