Авиация Планёр Гимли - Дозаправка

23 января 2011


Оглавление:
1. Планёр Гимли
2. Посадка в Гимли
3. Расследование обстоятельств
4. Дозаправка
5. Сходные аварии



Происшествие случилось в то время, когда Канада переходила на метрическую систему. В рамках этого перехода Боинги 767, полученные Air Canada, были первыми самолётами, использовавшими метрическую систему и работавшими с литрами и килограммами, а не с галлонами и фунтами. Все прочие самолёты использовали прежнюю систему мер и весов. По вычислениям пилота на полёт в Эдмонтон требовалось 22300 килограммов топлива. Измерение поплавковым индикатором показало, что в баках самолёта находится 7682 литра топлива. Для определения объёма топлива к дозаправке следовало перевести объём топлива в массу, вычесть результат из 22300 и перевести ответ снова в литры. Согласно инструкциям Air Canada для самолётов других типов это действие должен был выполнять бортинженер, но в составе экипажа Боинга 767 бортинженера не было: самолёт-представитель нового поколения управлялся только двумя пилотами. Должностные инструкции Air Canada не делегировали ответственность за эту задачу никому.

Литр авиационного керосина весит 0,803 килограмма, то есть верное вычисление выглядит так:

7682 л × 0,803 кг/л = 6169 кг
22300 кг — 6169 кг = 16131 кг
16131 кг ÷ 0,803 кг/л = 20089 л

Однако ни экипаж, ни наземная команда этого не знали. В результате обсуждения было принято решение использовать коэффициент 1,77, массу литра топлива в фунтах. Именно этот коэффициент был записан в справочнике заправщика и всегда использовался на всех остальных самолётах. Поэтому вычисления были таковы:

7682 л × 1,77 «кг»/л = 13597 «кг»
22300 кг — 13597 «кг» = 8703 кг
8703 кг ÷ 1,77 «кг»/л= 4916 л

Вместо необходимых 16131 килограммов топлива в баки поступило 3948 кг, то есть в четыре раза меньше необходимого. С учётом имевшегося на борту топлива, его количества хватало на 40-45% пути. Поскольку FQIS не работала, капитан проверил расчёт, однако использовал тот же самый коэффициент и, разумеется, получил тот же самый ответ.

Компьютер управления полётом измеряет расход топлива, позволяя экипажу следить за количеством сожжённого в полёте топлива. В обычных условиях КУП получает данные из FQIS, но в случае отказа FQIS начальное значение может быть введено вручную. Капитан был уверен, что на борту 22300 кг топлива и ввёл именно это число.

Поскольку КУП сбрасывался во время остановки в Оттаве, капитан снова провёл измерение количества топлива в баках поплавковым индикатором. При пересчёте литров в килограммы снова был использован неверный коэффициент. Экипаж считал, что в баках 20400 кг топлива, в то время как на самом деле топлива по-прежнему было меньше половины необходимого количества.



Просмотров: 5128


<<< Инцидент в аэропорту Храброво (2008)
Посадка Аэробуса на Гудзон (2009) >>>