Авиация Поликарпов, Николай Николаевич - Работа в советской России
22 января 2011Оглавление:
1. Поликарпов, Николай Николаевич
2. Работа в советской России
3. Мемориалы
Вскоре после революции 1917 Сикорский эмигрирует, Поликарпов остался в России. С 1918 работал на заводе «Дукс», где до 1923 года руководил техническим отделом.
В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году истребитель И-3, в 1928 году разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2.
Арест и работа в тюремном КБ
В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года его направляют в «шарашку» Особое конструкторское бюро, организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В. Р. Менжинского.
Здесь совместно с Д. П. Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5,, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году через 12 лет после смерти конструктора Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
Дальнейшая работа
В мае 1931 года Н. Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого.
В 1933 году начальник бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39 руководителем которого был С. В. Ильюшин.
С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода № 156, а затем на заводе № 1.
Конец КБ Поликарпова
В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути новое КБ, под руководством Артема Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200, который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ. Даже на этом небольшом заводе до эвакуации, на малой площадке в Новосибирске и после эвакуации были созданы опытные и предсерийные лучшие истребители времен Второй Мировой войны — И-185 и другие.
Самолеты Поликарпова
Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15, И-16, И-153, которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Под его руководством работали многие талантливые инженеры, включая В. К. Таирова.
Завершение карьеры и кончина
С 1943 года Н. Н. Поликарпов профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты
В авиационных кругах Н. Н. Поликарпова называли "королем истребителей": на протяжении почти 10 лет нашу истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.
Просмотров: 2381
|