Авиация Попович, Марина Лаврентьевна
23 января 2011Оглавление:
1. Попович, Марина Лаврентьевна
2. Награды и звания
бывшая жена Павла Поповича
генерал-лейтенант казачьих войск
Марина Лаврентьевна Попович военный лётчик-испытатель 1-го класса, полковник-инженер, доктор технических наук, профессор.
Биография
Марина Лаврентьева Васильева родилась в Велижском районе Смоленской области, на хуторе Леоненки; детство она провела в деревне Самусенки.
Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки и хорошо играл. Сестра Марины стала впоследствии дирижером. Двое братьев матери были летчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск, но позже она вспоминала:
« | Моя жизнь была во многом продиктована войной. Мне было четыре года, когда началась эта страшная война… Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны... После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать – осталось. | » |
Для поступления в авиационное училище у нее было множество препятствий, одно из них малый рост. «Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла, то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», вспоминала она. Марина Васильева начала летать в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе. По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске, она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.
С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах, а вскоре стала стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.
В 1964 году М. Попович стала летчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-летчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолете «РВ». Первый из них, на скорость, был ус тановлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего, «рекорды стали обычной работой летчицы».
Летом 1965 года на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград-Москва-Астрахань-Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.
13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации. Десять мировых рекордов было завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей». В последнем рекордном полете экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
В 1979—1984 годах М. Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. Позже занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.
Марина Попович налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя.
Марина Попович Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Красной Звезды и Знака Почета, ей была присуждена Большая золотая медаль Международной авиационной федерации. В 2007 году Марина Попович была награждена орденом Мужества. Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака.
Общественная деятельность
М. Л. Попович активистка КПРФ, участница женского движения «Надежда России». «Сейчас быть в КПРФ это как в партизанском отряде. Моя цель отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время бесплодно, его символ уничтоженный Буран», заявила она в интервью «Советской России». С 2007 года по настоящее время М. Л. Попович является вице-президентом Международного Центра Рерихов. Попович Марина Лаврентьевна проректор НОУ ВПО «Институт управления» по патриотическому воспитанию молодежи.
Личная жизнь
- Первый муж Павел Романович Попович, лётчик-космонавт СССР. Дочери: Наталья Павловна и Оксана Павловна.
- Второй муж Борис Александрович Жихорев, генерал-майор авиации в отставке, летал на Су-24, служил в должности заместителя начальника штаба авиации Сухопутных войск. Заместитель председателя Центрального совета «Союза советских офицеров», председатель Московской областной организации ССО.
Просмотров: 3781
|