Авиация Потери авиации в Ливанской войне (1982) - Общая оценка потерь

01 июля 2011


Оглавление:
1. Потери авиации в Ливанской войне (1982)
2. Краткая историография
3. Потери израильской авиации
4. Потери сирийской авиации
5. Общая оценка потерь



Как видно из вышеприведённой статистики, в период с 6 по 11 июня 1982 года ВВС Израиля признали потерю в Ливане 1 боевого самолёта, в то время как сирийской стороной заявлено об уничтожении 50—51 самолёта. ВВС Сирии за тот же период признали потерю 68 боевых самолётов, но израильская сторона сообщила об уничтожении 80 самолётов в воздушных боях и до 7 летательных аппаратов огнём ПВО.

Информация о собственных потерях, как правило, является достаточно точной, если речь не идёт о случаях военной пропаганды. Гораздо менее точной бывает информация об одержанных воздушных победах; это зачастую связано не только с пропагандой, но и с совершенно объективными обстоятельствами, затрудняющими определение судьбы атакованного или повреждённого самолёта противника. Например, в исследовании Игоря Сейдова «„Красные дьяволы“ в небе Кореи», посвящённом Корейской войне, приведено множество случаев, когда и американские, и советские пилоты уверенно записывали на свой счёт вражеский самолёт, на самом деле благополучно вернувшийся на свой аэродром. Имели место и обратные случаи, когда пилот даже не подозревал о том, что подбитый им самолёт разбился в результате полученных повреждений или был списан.

Соотношение возможностей сторон в ходе воздушных боёв над Ливаном В. Ильин описывает так:

Некоторый перевес в воздушных боях в пользу Израиля можно объяснить, кроме разницы в боевых возможностях авиационной техники, более широким использованием самолётов ДРЛО и РЭБ, лучше отработанной тактикой боевого применения истребительной авиации, а также более высокой летной и тактической подготовкой израильских летчиков-истребителей.

Из этого следует:

  • МиГ-23 уступал по боевым возможностям самолётам следующего поколения F-15 и F-16, не говоря уже о более старом МиГ-21. В частности, как сообщает В. Бабич, из шести потерянных Сирией МиГ-23МФ три самолёта были сбиты в результате затягивания в манёвренный воздушный бой, причём побед в таких боях у пилотов МиГ-23МФ не было: все заявленные сбитые самолёты противника уничтожены ракетами на дистанции 5—9 км.
  • Израиль использовал четыре самолёта дальнего радиолокационного обнаружения E-2, в то время как Сирия не располагала ни одним самолётом ДРЛО. Кроме того, наведение сирийских истребителей с земли было крайне ограниченным. Израильтяне также активно вели радиоэлектронную борьбу, чего с сирийской стороны не наблюдалось.
  • ВВС Израиля применяли более совершенную тактику воздушного боя, чем ВВС Сирии.
  • Израильские пилоты превосходили сирийских по общему уровню подготовки.

К этому можно добавить, что израильская авиация имела существенное численное превосходство. Самыми современными сирийскими истребителями были 24 МиГ-23МФ, которым ВВС Израиля противопоставили около 40 F-15 и около 70 F-16. Все эти факторы объясняют, почему даже по советским данным результаты воздушной войны были в пользу израильтян. Как указывалось выше, сирийским пилотам было засчитано уничтожение пяти F-15, шести F-16 и ещё шести самолётов без указания типов. Маловероятно, чтобы все шесть неопознанных самолётов были истребителями F-15 и F-16, но даже если допустить такую возможность, получается, что Израиль потерял от 11 до 17 самолётов класса «истребитель». Если учесть, что потери истребительной авиации Сирии составили 47 самолётов, то получается, что соотношение потерь истребителей составляло от 1:2,5 до 1:4 в пользу ВВС Израиля. Конечно, даже такая статистика противоречит официальным израильским цифрам.

О. Грановский высказывает мнение, что советская картина воздушной войны над Ливаном выглядит малодостоверной, и приводит ряд аргументов. Помимо чисто теоретических выкладок, он говорит об отсутствии материальных свидетельств больших потерь израильской авиации. Сбитие примерно 50 самолётов неизбежно должно было привести к пленению хотя бы нескольких израильских лётчиков, однако свидетельств, подтверждающих факты такого пленения, нет. Известно, что палестинцы взяли в плен пилота единственного сбитого ими «Скайхока» Ахарона Ахиаза и позднее освободили его. Широко известна судьба троих израильских танкистов, взятых сирийцами в плен при Султан-Якуб 11 июня 1982 года и до сих пор числящихся пропавшими без вести. Никаких других подобных случаев в июне 1982 года не было. Сирийская сторона не продемонстрировала никаких обломков предположительно сбитых израильских самолётов, хотя должна была бы иметь их в своём распоряжении. Наконец, Грановский отмечает отсутствие у сирийцев данных объективного контроля. Так, истребители МиГ-23 сбили 7 самолётов противника, но ни один из одержавших победу МиГов не сумел вернуться на базу: все они сразу же сбивались израильской авиацией. Вместе с самолётом терялась и запись, сделанная фотопулемётом. Вероятно, победы сирийским пилотам засчитывались на основе их собственных слов и, возможно, свидетельств их ведущих/ведомых, если таковые принимали участие в бою. В. Бабич следующим образом описывает воздушный бой 7 июня, по итогам которого пилотам МиГ-23МФ было засчитано две победы:

Цель была обнаружена на экране РЛС на дальности 25 км, захват — 23 км, пуск — 9 км на встречном курсе. Летчик визуально наблюдал, как F-16 взорвался после попадания. Истребитель был выведен из атаки, но летчик обнаружил на экране ещё два самолёта противника. Начал сближение, захватил цель на дальности 10 км и выполнил пуск на 7-8 км. По докладу летчика, был сбит второй F-16.

Из этого описания следует, что обе победы засчитаны сирийскому лётчику на основе его устного свидетельства — видимо, иных подтверждений не имелось. Описание победы 9 июня:

Первыми в 14.17 взлетели Назах и Эено, которые проследовали в район прикрытия на малой высоте. Работать летчикам пришлось в условиях сильных радиопомех. Следуя по долине в правом пеленге в густой дымке, пара разомкнулась до 5 км. Ведомый потерял ведущего из виду и в районе Бейрута развернулся на юг. Назах доложил, что сбил F-16 и идет на посадку, но на этом связь оборвалась, и с задания он не вернулся.

В данном случае очевидно, что единственным подтверждением уничтожения израильского F-16 был доклад пилота по радиосвязи. Разбора боя не было, свидетелей боя с сирийской стороны не было. В конце статьи В. Бабич уточняет, что так подтверждались все победы пилотов МиГ-23МФ: «В целом эскадрилья МиГ-23МФ с 6 по 11 июня выполнила 52 самолёто-вылета… По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…». Такая система учёта воздушных побед не может быть признана надёжной. К примеру, как указывает И. Сейдов, в 1951 году советским лётчикам, принимавшим участие в Корейской войне, победа зачислялась при наличии двух подтверждений: доклада самого лётчика и съёмки фотопулемёта. По мнению Сейдова, даже плёнки фотоконтроля не всегда были убедительным доказательством уничтожения самолёта противника. Позднее были созданы наземные группы, занимавшиеся поиском обломков сбитого самолёта, и теперь к двум подтверждениям требовалось ещё и третье: наличие обломков. Если бы в ВВС Сирии существовала аналогичная практика, то вполне возможно, что пилотам МиГ-23 не было бы засчитано ни одной победы.

На основе проведённого анализа можно заключить, что советские данные об уничтожении в Ливане в период 6—11 июня 1982 года примерно 50 израильских самолётов не подкреплены убедительными доказательствами — обломками, кинохроникой, данными объективного контроля, наличием пленных пилотов противника. Сомнительнее всего выглядит информация о победах ВВС Сирии. В. Ильин сообщает об одном случае, когда поражение израильского самолёта было зафиксировано фотопулемётом: на этих кадрах видно, как ракета Р-60, выпущенная истребителем МиГ-21, попадает в сопло F-16. Но О. Грановский упоминает о полностью идентичном случае, за исключением того, что поражён был не F-16, а двухдвигательный F-15, сумевший благополучно вернуться на свою базу. Вне зависимости от того, кто прав в данном случае, на основании одной записи невозможно утверждать о достоверности других побед сирийской авиации. Можно также отметить, что современные данные российских военных экспертов об израильских потерях совпадают с официальной израильской статистикой.

Официальная оценка воздушных побед ВВС Израиля в целом подтверждается современными данными российских военных экспертов, сообщающих, что в первую неделю боёв было сбито 86 сирийских самолётов. Однако установить результативность для истребителей F-15 и F-16 затруднительно. Израильские данные говорят о примерно равном числе побед у обоих типов при том, что F-16 было вдвое больше, чем F-15. Проследить это по советским данным нельзя из-за их неполноты. В советской статистике есть и явные ошибки: так, МиГ-23МФ, потерянный 8 июня, считается сбитым F-16, но О. Грановский сообщает, что все три победы в тот день были одержаны F-15.



Просмотров: 4960


<<< Списки авиационных потерь в военных конфликтах
Потери авиации в ходе войны в Южной Осетии (2008) >>>