Авиация Приборное оборудование
23 января 2011Под приборным оборудованием летательного аппарата понимается следующее авиационное оборудование:
Аэрометрические приборы и системы
- барометрические высотомеры
- указатели воздушной скорости и числа Маха
- вариометры
- приёмники воздушного давления
- централизованные системы воздушных сигналов
Приборы и системы контроля силовых установок
- манометры
- тахометры
- термометры
- системы управления ГТД
Автономные пилотажно-навигационные приборы
- авиагоризонты
- курсовые приборы
- АУАСП
В состав приборного оборудования не входят пилотажные и навигационные комплексные системы, навигационно-прицельные комплексы, системы автоматического управления и их приборы, указатели и и индикаторы; топливная аппаратура, радиовысотомеры, радиодальномеры и другие радиотехнические системы, а также приборы контроля бортового электрооборудования.
Примечание: состав приборного оборудования зависит от типа летательного аппарата, конкретно указан в руководящей документации и может несколько различаться на разных типах летатательных аппаратов.
Аэрометрические приборы и системы
Барометрический высотомер измеряет и индицирует летчику барометрическую высоту полёта. Принцип его работы основан на измерении зависимости между забортным статическим давлением воздуха и давлением воздуха на уровне поверхности Земли, Измерение выполняется анероидной коробкой, подключенной к статической линии давления. Наиболее широко применяются механические высотомеры типа ВД и электромеханические типа УВИ.
Измерители воздушной скорости индицируют экипажу воздушную и приборную скорость, измерители числа Маха - отношение воздушной скорости к скорости звука. Принцип действия указателя скорости основан на зависимости между скоростью, статическим и динамическим давлением и температурой воздушного потока. Прибор, измеряющий динамическое давление и скоростной напор, является указателем так называемой приборной скорости. Указатель числа М - это тот же измеритель скорости, но при М более 1 вычисляется более сложная зависимость. Чуствительными элементами приборов обычно являются анероидная и мембранная коробка, подключенные к статической и динамической линиям. Применяются указатели скорости типа КУС, комбинированные типа УИСМ.
Вариометр - прибор для указания вертикальной скорости летательного аппарата. Мембранная коробка прибора подключается к статической линии давления и измеряет разность давлений в линии статики и в полости коробки, соединённых капилляром.
Приёмник воздушного давления — датчик воздушных сигналов атмосферного давления, для последующей подачи их на входы анероидно-мембранных приборов и барометрических систем. Различают приёмники статического, динамического и полного давлений, а также датчики заторможенного воздушного потока. На самолёте монтируется несколько разобщённых линий давления, с целью максимального повышения надёжности всей системы.
Система воздушных сигналов - централизованное устройство для вычисления основных аэродинамических параметров полёта и выдачи сигналов о них потребителям. Барометрические данные в вычислитель СВС поступают от приёмников воздушного давления, выходные сигналы в виде пропорциональных электрических сигналов выдаются на электрические указатели скорости, высоты, числа М идругие приборы в кабине экипажа, а также в различные самолётные системы, использующие аэродинамические данные полёта. Широко применяются как электромеханические, так и цифровые вычислители СВС.
Приборы и системы контроля силовых установок
Авиационные манометры предназначаются для измерения давления жидкостей и газов в системах авиационных двигателей, в бортовой гидросистеме, воздушной системе Л.А., системе наддува кабины и др. Принцип действия основан на сравнении силы давления с силой упругости чуствительного элемента. Большое распространение в авиации получили дистанционные манометры с потенциометрическими или индуктивными датчиками давления.
Тахометр - прибор для измерения частоты вращения. В авиации применяются дистанционные тахометры с магнитоиндукционными, частотно-импусными и центробежными датчиками. Шкала указателя в ряде случаев градуируется в процентах, а не в об/мин, для удобства считывания информации.
Авиационные термометры предназначены для измерения температуры тел, жидкостей или газов. Биметаллические механические термометры служат для измерения температуры воздуха в гермокабинах, отсеках и за бортом. Гораздо чаще применяются дистанционные электрические термометры и термоэлектрические датчики в системах контроля температуры газов авиадвигателей, температуры отбираемого воздуха от компрессоров двигателей, температуры топлива и масла, забортной температуры и т.д.
Системы управления ГТД. Газотурбинные авиадвигатели имеют автоматические системы запуска и розжига, изменения и поддержания тяги двигателя, ограничения предельных режимов, противопомпажную автоматику и т.д. Приборы контроля двигателей в ряде случаев могут быть завязаны на блоки автоматического управления ГТД и входить в их комплект.
Автономные пилотажно-навигационные приборы
Авиагоризонт — гироскопический прибор для определения и индикации пространственного положения летательного аппарата. Принципиально состоит из гиродатчика и указателя положения Л.А. относительно горизонта. Делятся на автономные и дистанционные. В настоящее время авиагоризонты больше применяются как резервые и дублирующие приборы. Основными являются комбинированные командные пилотажные, навигационно-плановые приборы и многофункциональные индикаторы, из комплекта навигационно-пилотажных комплексов. В качестве основных пилотажных приборов авиагоризонты ещё используются на старых типах авиационной техники.
Курсовые приборы. Простейшим курсовым прибором является магнитный компас, который на самолёте является самым последним из всех резервных средств навигации. Широко применялся гирополукомпас, представляющий собой трёхстепенной гироскоп с вертикальной осью внешней рамки, ось ротора которого удерживается в горизонтальной плоскости системой коррекции. Особенностью прибора является необходимость после его раскрутки начальная выставка по азимуту и существенная погрешность при кренах самолёта. Для устранения погрешностей применяется автоматическая коррекция от гироскопа авиагоризонта. ГПК применяется для измерения ортодромического курса. Более широкое применение на современных Л.А. нашли гироскопические системы для измерения пространственного положения по трём осям - курсовертикали, входящие в комплект навигационно-пилотажного комплекса.
Автомат углов атаки и сигнализации перегрузок - система, предназначенная для контроля текущего угла атаки и продольной перегрузки и оповещения экипажа в случае выхода на режим, близкий к сваливанию. Состоит из датчика продольной перегрузки, датчика угла атаки и прибора-индикатора в кабине.
Просмотров: 3947
|