Авиация Противолодочный вертолётоносец - Противолодочные крейсера-вертолётоносцы
22 января 2011Оглавление:
1. Противолодочный вертолётоносец
2. Противолодочные крейсера-вертолётоносцы
3. Противолодочные эсминцы-вертолётоносцы
США, располагавшие большим количеством специализированных противолодочных авианосцев, не нуждались в постройке специальных кораблей такого типа, поэтому крейсера-вертолётоносцы появились во флотах европейских стран и СССР.
Резкий рост боевых возможностей атомных ракетных подводных лодок, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами, привёл к заметному снижению эффективности данного типа кораблей. В результате чего СССР отменил постройку 12 из 14 запланированных противолодочных крейсеров-вертолётосцев. А надводным кораблем ПЛО для удаленных районов стал большой противолодочный корабль во всех его вариантах. В корпусе ракетного крейсера, это был проект 1134, в размере эсминца проект 61, затем 1155, а проект 1135 за время службы переклассифицировался из сторожевого корабля в большой противолодочный и обратно.
Со временем, и с изменением приоритетов в строительстве флота, противолодочное оружие стали получать все советские надводные корабли, независимо от класса. Эта тенденция стала особенно заметной с появлением противлодочных ракет «Метель» и «Водопад» составляющих заметную часть вооружения тяжёлых атомных крейсеров проекта проекта 1144 «Орлан»
Европейские крейсера-вертолётоносцы
Первым кораблём противолодочным вертолётоносцем специальной постройки стал французский крейсер Jeanne d’Arс, вступивший в строй в 1964 г. и способный также действовать в качестве десантного вертолётоносца и учебного корабля. В том же году Итальянский флот получил два крейсера типа Caio Duilio, а позднее их увеличенную версию Vittorio Veneto. Последний мог принимать на борт до 9 противолодочных вертолётов. Поскольку они несли ракетное оружие, их классифицировали как ракетные крейсера-вертолётоносцы. Британский флот в 1964-69 гг. перестроил три чисто артиллерийских крейсера типа Tiger в крейсера-вертолётоносцы, принимавшие по 4 вертолёта.
По политическим соображениям, и будущие лёгкие авианосцы типа Invincible первоначально тоже назывались «крейсерами-вертолётоносцами со сквозной палубой».
Советские крейсера-вертолётоносцы
Первые предложения по строительству крейсеров-вертолётоносцев были выдвинуты в 1958 г. как попытки спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис за счёт их перестройки в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Однако размеры крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными и разработка проекта 1123 «Кондор» началась в 1960 г. с «чистого листа». Отмечалось, что новаторство достигало даже таких фундаментальных сторон конструкции, как общее расположение и деление на отсеки. Не имея подходящей классификации для подобных кораблей, западные источники относили их к чистым вертолетоносцам.
Корабль строился для определенной задачи: борьбы со стратегическими ракетными лодками противника в восточном Средиземноморье. В то время дальность их баллистических ракет заставляла НАТО выдвигать районы их патрулирования далеко вперед.
Первый крейсер проекта, «Москва» вступил в строй в 1967 г. и оказался достаточно эффективным для целей ПЛО благодаря наличию 14 противолодочных вертолётов и мощной ГАС. Второй крейсер «Ленинград» вошёл в состав флота спустя два года. Всю свою службу корабли провели в составе Черноморского флота, действуя обычно в акватории Средиземного моря. Опыт использования показал, что корабль оказался не до конца уравновешенным: из-за перегруза в носовой части он плавал с некоторым дифферентом на нос, был склонен зарываться в волну, и в целом мореходность для подобного размера оставляла желать лучшего. С другой стороны, большая остойчивая платформа создавала хорошие условия для эксплуатации вертолетов.
Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных ПЛ, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами вынудил ограничиться двумя кораблями. Для поиска ПЛ за пределами Средиземного моря проект был неэффективен. Строительство третьего крейсера проекта 1123 было отменено в 1968 г. ещё до закладки. Тем не менее, «Кондоры» сыграли важную роль в развитии отечественных авианесущих кораблей.
Стоит напомнить, что авианесущие крейсера типа «Киев» на стадии проектирования также назывались противолодочными. А их преемственность с проектом 1123 подчеркивалась официально.
Просмотров: 2728
|