Авиация PZL.37 Los - Уцелевшие образцы

01 мая 2011


Оглавление:
1. PZL.37 Los
2. Испытания самолётов
3. Потенциальные импортёры самолёта
4. Самолёты во Второй мировой
5. Уцелевшие образцы
6. Технические характеристики образцов
7. Похожие самолёты



После разгрома Польши в Румынию перелетело около 200 самолётов ВВС Польши, большая часть которых приземлилась на аэродроме под Бухарестом. Среди этих машин было и тридцать «Лосей». А два самолёта попали в СССР.

PZL.37 «Лось» в СССР

Два самолёта «Лось» прибыли в СССР. Польские лётчики были задержаны, а командованию РККА поступила телеграмма о самолётах. Для перебазирования самолётов НИИ ВВС отправил лучших летчиков-испытателей и инженеров. К месту приземления «Лосей» прибыли начальник испытательного отдела сухопутных самолётов И. Ф. Петров, начальник отдела испытания моторов Г. А. Печенко, а также лётчики К. А. Калилец, М. А. Нюхтиков и П. М. Стефановский. Самолёты оказались исправными, и вскоре Печенко начал испытание самолётов. Хотя система управления отличалась от принятого стандарта в СССР, самолёты успешно достигли Бобруйска, однако там подверглись обстрелу зенитчиков.

На следующий день бомбардировщики перелетели на аэродром НИИ ВВС. Здесь с польскими самолётами ознакомили членов правительства и руководство ВВС, после чего пилоты провели тщательные испытания самолёта. В целом лётчики остались довольны машинами, так как те оказались простыми в технике пилотирования. Испытательная программа была довольно насыщенной, однако в ходе испытаний были и жертвы. Так, лётчик-инженер Б.Кощавцев, испытывавший самолёт И-15, оснащённый гермокабиной Щербакова, погиб в результате столкновения с «Лосём».

Испытания самолёта в СССР

Сами испытания начались 13 октября 1939. К тому моменту «Лось» имел общий налет 97,8 часа, совершил 519 посадок, а его моторы Bristol Pegasus XII эксплуатировались 134 часа. Материальная часть самолёта, однако, оказалась сильно изношенной, также часто возникали неисправности винтомоторной группы. Для повышения безопасности экипажа взлётную массу снизили до 6516 кг при нормальной массе 8570 кг. Стрелковое и бомбовое вооружение отсутствовало.

Испытывали бомбардировщик летчики П. М. Стефановский, М. А. Нюхтиков и A.M.Хрипков, а также штурман П. И. Перевалов. Ведущим инженером назначили М. И. Панюшкина. С 10 октября по 23 декабря 1939 года на бомбардировщике было совершено 39 полётов общей продолжительностью 10 часов 35 минут. Лётчики сделали следующий вывод:

отличается хорошей устойчивостью на всех режимах полёта и допускает полёт с полностью брошенным ручным управлением на режимах крейсерской скорости 270—280 км/ч. Техника пилотирования… проще, чем у самолёта ДБ-3 и немного хуже, чем у СБ. <…>

Главным достоинством P.37 стала хорошая аэродинамика: несмотря на малую мощность моторов Pegasus XII, самолёт у земли развивал скорость, почти равную скорости СБ и ДБ-3. Сравнительно небольшая скорость P.37 на расчётной высоте списывалась на малую высотность моторов, составлявшую всего 1200 м против 4000 метров у М-103 и 4700 метров у М-87А. По той же причине потолок и скороподъёмность «Лося» оказались невысоки и считались советскими исследователями гораздо ниже уровня требований для современных бомбардировщиков.

В числе достоинств были выявлены также:

  • широкое использование открытых профилей и плазово-шаблонного метода изготовления отдельных агрегатов;
  • рациональное конструктивное выполнение силовой схемы фюзеляжа;
  • корректное расположение приборов;
  • высокая эффективность предкрылков.

Исследователи заинтересовались схемой и кинематикой уборки шасси. Отмечалось, что из-за малого диаметра колес шасси полностью убираются, при этом самолёт обладал хорошей проходимостью. Ещё одной особенностью было размещение всей бомбовой нагрузки во внутренних бомбовых отсеках, что не портило аэродинамику самолёта. Бомбоотсеки были устроены в фюзеляже и в корневых частях крыла. Впрочем, оценка была дана нейтральная, так как самолёт не брал крупные 500-килограммовые бомбы, в отличие от СБ и ДБ-3. Испытания бомбардировщика «Лось» в НИИ ВВС закончились в декабре 1939 года, после чего его следы теряются.

PZL.37 «Лось» в Румынии

Прибывшие в Румынию самолёты были переданы Королевским военно-воздушным силам. Все бомбардировщики Р.37 вошли в состав 4-й группы 1-й бомбардировочной флотилии в Брашове. Самолёты были разделены в 76-й и 77-й эскадрильях. В течение 1940 года самолёты несколько раз перебазировались. Румынские пилоты серьёзно скритиковали самолёты ввиду частых аварий, а виной частых аварий была нехватка опыта и ресурсов. Из-за этой статистики румынские экипажи «Лосей» саркастически называли себя «командой самоубийц».

Весной 1941 года 4-я группа перелетела на аэродром Фошканы у самой границы с СССР для участия в операции «Барбаросса» вместе с пилотами люфтваффе, но уже в первый день войны большая часть самолётов была уничтожена советскими лётчиками: 22 июня в 14:00 с аэродрома Измаил на перехват девяти румынских Р.37 были отправлены три И-153 и 14 самолётов И-15бис 96-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС Черноморского флота. Группой руководил капитан Коробицын. В воздушном бою над Дунаем группа уничтожила пять бомбардировщиков, не понеся никаких потерь. Попытка перевести самолёты в Тарутино не принесла успехов: на этот раз самолёты стали разбиваться из-за нехватки запчастей и топлива, что вынудило лётчиков вернуться в октябре 1941 года в Румынию.

Несколько машин передали в летную школу в Буззу, где на них тренировались экипажи бомбардировщиков Junkers Ju 88. Все оставшиеся самолёты 77-й эскадрильи разобрали на запчасти для оснащения 76-й эскадрильи. Вскоре в мае 1944 года устаревшие бомбардировщики были окончательно сняты с вооружения и переданы в лётную школу в качестве учебных. В августе 1944 года войска Красной Армии, свергнувшие фашистскую власть Антонеску, обнаружили ещё несколько уцелевших «Лосей», на этот раз уже учебных самолётов.



Просмотров: 5330


<<< PZL.23 Karas