Авиация Р-11А
23 января 2011Оглавление:
1. Р-11А
2. Пуски
3. Технические характеристики
История создания
Создана на базе разработанной под руководством С. П. Королева в ОКБ-1 советской баллистической ракеты дальнего действия на долгохранимом топливе Р-11. Разработка этой ракеты была приурочена к Международному геофизическому году и выполнялась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 июля 1956 года.
Ракета Р-11А предназначена для исследования верхних слоев атмосферы на высотах до 160 км. Основные задачи:
- измерение атмосферного давления на различных высотах от 60 до 160 км;
- определение оптических свойств верхних слоев атмосферы;
- измерение концентрации положительных ионов;
- регистрация числа встреч контейнера с микрометеоритами.
Основным проблемой при разработке Р-11А было обеспечение стабилизации на пассивном участке. Cистема, использованная на ракете Р-5А, в данном случае не годилась, поскольку подходящего источника энергии, подобного наддуву кислородного бака, у ракеты Р-11А не было. Контейнер с научной аппаратурой решили сделать отделяющимся и снабдить автономной системой стабилизации, что повлекло за собой необходимость разработки специальной дополнительной системы стабилизации ракеты на участке после выключения двигателя и до отделения контейнера.
Кроме научной аппаратуры, на борту была аппаратура для определения положения контейнера в полёте, регистрации физических условий в контейнере, а также фотоаппараты для контрольной съемки положения контейнера в пространстве. Регистрация измерений проводилась с помощью телеметрической системы, установленной в контейнере, имеющей 48 каналов и обеспечивающей 1250 опросов в 1 с.
Был разработан специальный обтекатель, защищавший контейнер от теплового воздействия потока и аэродинамических нагрузок, а также специальный переходный отсек, предназначенный для крепления контейнера, размещения пневматической системы разделения, коммутационной аппаратуры и системы успокоения.
Контейнер с научной аппаратурой имел форму шара, изготавливался из двух алюминиевых полуоболочек и был герметичным. Это позволяло поддерживать постоянное давление внутри контейнера, за счет чего обеспечивалось высокое качество экспериментальных данных. Герметичность обеспечивалась с помощью прокладки из вакуумной резины.
Система автоориентации контейнера имела оригинальную конструкцию. Функцию исполнительного органа выполнял массивный маховик большого диаметра, снабженный электродвигателем. Чтобы обеспечить достаточную эффективность работы системы, пришлось сделать диаметр маховика в 2 раза больше диаметра ракеты. В состав системы входили оптические индикаторы для грубого и точного отсчета положения контейнера относительно Солнца, датчик угловых скоростей контейнера относительно продольной оси, а также демпфирующие устройства. Эта система была разработана совместными усилиями отраслевого института Министерства электротехнической промышленности и ИПГ АН СССР, которые в течение 2 лет выполнили большой объем теоретических и экспериментальных исследований.
Просмотров: 2829
|