Авиация Р-Z - Эксплуатация в Гражданском Воздушном Флоте

06 июля 2011


Оглавление:
1. Р-Z
2. История создания
3. Вооружение
4. Серийное производство
5. Эксплуатация в Гражданском Воздушном Флоте
6. Варианты и модификации



В 1936 ГВФ получил 100 самолетов без вооружения, под обозначением П-Z. Но в отличие от Р-5, гражданский вариант которого П-5 эксплуатировался на почтовых и грузовых линиях до середины 40-х годов XX века, П-Z быстро изнашивались — из-за нагруженности конструкции. Несмотря на обновление парка, частично поступавшего от ВВС к началу 1939 г. почти весь он был списан.

Боевое применение

ВВС Республиканской Испании

Первую партию доставили на Пиренеи в феврале 1937 г. Машины собрали на аэродроме Ла Рабаса под Аликанте и направили на укомплектование 20-й авиагруппу, состоявшую из двух эскадрилий. Каждая из них получила по 12 P-Z, названных испанцами «Наташа», остальные оставили в резерве. Первый боевой вылет состоялся 12 марта в ходе сражение за Гвадалахару. В условиях временного превосходства республиканцев в воздухе эскадрильи действовали с высокой эффективностью. В апреле одну из эскадрилий перебросили в Андалусию. В мая прибыла новая партия Р-Z и 20-й группе была сформирвана 3-я эскадрилья, преобразованная затем в 50-ю отдельную. Летом 1937 г. самолеты P-Z активно использовались на фронте. В отличие от Р-5, они продолжали летать днем как штурмовики и легкие бомбардировщики, тем не менее усиление ПВО и истребительной авиации франкистов вскоре сделали их применение более сложным. Основная доля сбитых приходилась на долю зенитной артиллерии. Испанцы обычно летали на задания группами из 3-15 P-Z. Бомбили с горизонтального полета с высоты 400—1000 м — в зависимости от интенсивности зенитного огня. От итальянских Фиатов CR.32 и немецких Хенкелей Не-51 Р-Z отбивались, в построении «клин» или «клин звеньев». Разогнавшись на пологом пикировании, экипажи оставляли нападавшим незначительное преимущество в скорости и последние почти не могли воспользоваться лучшей маневренностью своих машин. При этом все стрелки сосредоточивали огонь на головной машине противника.

В конце сентября 46 имевшихся у республиканцев P-Z свели в четыре эскадрильи новой, 30-й группы. В декабре 1937 г. экипажи штурмовиков оказали заметное влияние на ход сражения за Теруэль. К началу 1938 г. в строю оставалось еще около 40 боеспособных «Наташ», а к концу лета после боев под Теруэлем и на р. Эбро — 32-33 самолета.

К моменту капитуляции республиканского правительства в Мадриде, две эскадрильи P-Z находились в Баррахасе, а одна перелетела в Алжир и была интернирована французами. Вместе с возвращенными французскими властями франкисты получили в общей сложности 36 P-Z в различном техническом состоянии. Ими укомплектовали авиагруппу 2-G-43, дислоцировавшуюся в начале 40-х гг. в Марокко.

ВВС СССР

В составе ВВС Отдельной Краснознаменной Дальневойсточной Воздушной Армии они в 1938 г. действовали у озера Хасан, годом действовали на Халхин-Голе. В сентябре 1939 г., когда части Красной Армии перешли польскую границу, среди поддерживавших их самолетов было много P-Z, которые вели разведку и использовались как связные до завершения компании в октябре 1940. По меньшей мере 1 был потерян. В большом объеме были задействованы в «зимней войне» 1939/40 годов с Финляндией. Их применяли как легкие дневные и ночные бомбардировщики, ближние разведчики, артиллерийские корректировщики, а временами — и как транспортные самолеты для сброса грузов окруженным частям или отрезанным подразделениям. На них летал, например, 311-й разведывательный авиационный полк, а также несколько корректировочных.

В начале Великой Отечественной войны штурмовая и войсковая авиация понесла значительные потери. Тем не менее пережившие первые месяцы войны наряду с У-2 и Р-5 в октябре-ноябре 1941 г. P-Z были направлены для формирования ночных легкобомбардировочных полков. Укомплектовали ими пять полков; еще несколько частей, например 719-й лбап, получили одновременно Р-5 и P-Z. Для сравнения, Р-5, например, оснастили 27 полков.

К концу 1942 г. P-Z на фронте практически не осталось. Кое-где их продолжали использовать как самолеты связи и транспортные. Например, пять P-Z до весны 1944 г. служили в 18-м транспортном отряде ВВС Черноморского флота. К началу 1945 г. их в частях ВВС не осталось.



Просмотров: 4384


<<< Р-6