Авиация Рейс 9 British Airways
21 апреля 2011Оглавление:
1. Рейс 9 British Airways
2. Схожие инциденты
Рейс 9 British Airways запланированный British Airways рейс из Хитроу в Окленд, с остановками в Бомбее, Мадрасе, Куала-Лумпуре, Перте и Мельбурне.
Инцидент
24 июня 1982 года Boeing 747-236B, регистрационный номер G-BDXH, носящий имя City of Edinburgh, на высоте около 11000 м ночью влетел в столб вулканического пепла, выброшенный вулканом Галунггунг. Ни экипаж, ни пассажиры не знали об этом, что повлияло на дальнейшие события.
Первые признаки чего-то странного возникли после 13:40 UTC над Индийским океаном, к югу от Явы, когда второй пилот Роджер Грейвс и бортинженер Барри Таунли-Фриман заметили огни святого Эльма на ветровом стекле, как будто его обстреливали трассирующими пулями. Феномен продолжился, когда вернулся капитан Эрик Муди, ненадолго покинувший кокпит. Обычно такое явление наблюдается при наличии заряженных облаков, но на погодном радаре ничего не было видно. Несмотря на это, экипаж включил в качестве меры предосторожности антиобледенители и сигнал «застегните ремни».
В воздухе в пассажирской кабине начал скапливаться дым. Сначала это списали на сигаретный дым, так как курение в самолётах в то время ещё разрешалось, но как только он стал плотнее, распространилась тревога. Члены экипажа начали искать источник дыма, но, обыскав весь самолёт, так его и не нашли.
Те, кто выглянул в иллюминаторы, также заметили что двигатели были необычайно яркими, словно в каждом из них было по фонарю, который светил вперёд через лопасти, создавая стробоскопический эффект.
Приблизительно в 13:42 UTC двигатель № 4 заглох, и в нём произошёл срыв пламени. Второй пилот и бортинженер немедленно начали выполнять процедуру выключения двигателя, отключая подачу топлива и включая огнетушители, в то время как командир добавил поправку руля, чтобы справиться с несимметричной тягой. Пассажиры также заметили длинное жёлтое сияние, исходившее от оставшихся двигателей. Меньше чем через минуту после отключения двигателя № 4 произошёл срыв пламени в двигателе № 2, и он заглох. До того, как команда успела начать процедуру выключения двигателя, почти одновременно произошёл срыв пламени и в оставшихся двигателях, № 1 и 3, а ветровое стекло потеряло прозрачность. Бортинженер воскликнул: «Я не могу поверить все двигатели заглохли!». Капитаном тогда было сделано следующее объявление: «Дамы и господа, с вами говорит капитан. У нас на борту возникла небольшая проблема. Выключились все четыре двигателя. Мы делаем все возможное для контроля за ситуацией. Надеюсь, это событие не будет вас тревожить».
Самолёт был развёрнут на Джакарту, с расчётом на то, что хотя бы один двигатель удастся запустить для того, чтобы посадить его там.
Самолёт стал планером. С выключенными двигателями этот самолёт способен планировать на расстояние в 15 км на каждый потерянный километр в высоте. Командир Муди высчитал, что самолёт с высоты около 11 км сможет пропланировать 23 минуты и покрыть расстояние в 169 километров.
Однако капитану пришлось снижать самолёт более быстрыми темпами, поскольку в салоне самолёта упало давление воздуха: компрессоры, поддерживающие давление, работали от двигателей, а двигатели заглохли. При таком раскладе самолёт не смог бы перелететь через горы, чтобы сесть в Джакарте. В таком случае экипажу пришлось бы совершить очень рискованную посадку на воду.
Самолёт вышел из облака пепла в 13:56 UTC, приблизительно через 13 минут после начала планирования. Экипаж не переставал снова и снова пытаться завести двигатели. В это время он был на высоте в 12 тысяч футов. После примерно 50-й попытки, когда самолет вышел из облака пыли, удалось завести один двигатель, а следом за ним и три остальных, и самолёт смог успешно приземлиться в Джакарте.
После приземления двигатели были демонтированы и отправлены грузовым рейсом на осмотр специалистам в южный Уэльс. При обследовании выяснилось, что все они были повреждены абразивными материалами, которые представляли собой частицы вулканического пепла.
Последующие меры
Этот инцидент привёл к тому, что информация об извержении вулканов стала оперативно передаваться авиационным службам.
Просмотров: 1971
|