Авиация Ryan X-13 Vertijet
11 мая 2011Оглавление:
1. Ryan X-13 Vertijet
2. Создание и испытания самолета
экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Построено два самолета.
Конструкция самолета
Ryan X-13A-RY Vertijet был выполнен по схеме «взлет с хвоста», то есть с вертикальным положением фюзеляжа на взлете и посадке, в англоязычной терминологии- tailsitter. Представлял собой одноместный высокоплан, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка». Силовая установка- турбореактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги. Для управления на режиме висения использовался отклоняемый вектор тяги двигателя и газоструйные рули, расположенные на законцовках крыльев для разворота по крену. В режиме горизонтального полета управление осуществлялось обычными аэродинамическими поверхностями. Для лучшего обзора на взлете и посадке кресло летчика могло отклоняться на поворотном шарнире.
Шасси у самолета отсутствовало. X-13 взлетал с вертикальной платформы, оснащенной поперечным стальным тросом: в носовой части самолета был установлен крюк, за который самолет подвешивался на трос. Увеличив мощность двигателя, летчик поднимал самолет с платформы, отходил от нее в режиме висения, и начинал переход в горизонтальный полет. Посадка производилась в обратном порядке, с медленным подходом к платформе в вертикальном положении, то есть «стоя на хвосте», после зацепления крюком тяга сбрасывалась и самолет снова подвешивался на трос. На взлете и посадке, из-за неудовлетворительного обзора из кабины, летчику ассистировал оператор платформы, подавая знаки при подходе к тросу и управляя тросовой балкой. Взлетно-посадочная платформа могла перевозиться грузовым автомобилем.
Просмотров: 1742
|