Авиация Самолётный радиолокационный ответчик
23 января 2011Оглавление:
1. Самолётный радиолокационный ответчик
2. Ответчики госопознавания
3. Системы опознавания
Самолётный радиолокационный ответчик — бортовое приёмопередающее устройство летательного аппарата, предназначенное для автоматической выдачи информационных посылок по запросному сигналу РЛС. Самолётные ответчики бывают двух видов — государственного опознавания и управления воздушным движением, существуют также комбинированные ответчики. Являясь активными отражателями сигналов РЛС, ответчики также повышают точность локализации ЛА наземными локаторами, по сравнению с использованием пассивного ответа.
Первый серийный радиоответчик в СССР — "СЧ-1" — производился с 1943 года.
Ответчики УВД
Ответчики управления воздушным движением предназначены для автоматической передачи авиадиспетчеру информации, необходимой для управления движением ЛА. Ответчики передают сигналы ответа на запросные сигналы, излучаемые вторичными радиолокаторами и составляют вместе с последними систему вторичной радиолокации.
Они отвечают на запрос вторичного локатора диспетчерской службы четырёхзначным кодом. Этот код предварительно выдается диспетчером и выставляется пилотом судна на панели управления ответчиком Диспетчер на мониторе локатора видит отметку о положении воздушного судна, вместе с кодом.
Существует несколько специальных кодов:
7700 авария или другая катастрофическая ситуация борту
7600 потеря связи
7500 захват самолета
В этом случае в диспетчерской службе автоматически включается оповещение при отображении на экране радара данных кодов, обращая на себя внимание службы.
Различают три типа ответчиков:
- Ответчики I типа предназначены для работы с запросными кодами ЗК1-ЗК4.
- Ответчики II типа реагируют на запросные коды, принятые ICAO.
- Ответчики III типа могут использовать как код УВД, так и международный код, и имеют два основных режима работы; «УВД» и «RBS».
В некоторых ответчиках предусмотрен также режим работы с вторичными посадочными радиолокаторами.
Ответчик, способный выдавать только четырёхзначный код — режим А. Существенной проблемой при использовании ответчиков режима А является отсутствие информации о высоте полете воздушного судна. Для решения данной ситуации был создан режим С. Он дополняет информацию четырёхзначного кода данными о барометрической высоте по стандартному давлению без коррекции.
Ответчики режима А+С иногда называют RBS. В США они обязательны при полетах выше 10 000 футов и в пределах 30 миль вокруг больших аэропортов.
Более интеллектуальным является ответчик режима S. Основной его особенностью является контроль за эфиром и передача данных только в том случае, когда он свободен. Это позволяет решить проблему засорения эфира в районе с повышенным количеством бортов. Эти ответчики дополнительно передают в эфир: бортовой номер, позывной, заводской номер ответчика, высота полета ВС, скорость и GPS координаты.
Ответчики режима S бывают двух видов: ELS и EHS. ELS и EHS отличаются набором передаваемых параметров. В Европе требуется как минимум ELS, а в верхнем воздушном пространстве и для тяжёлых самолетов EHS.
Следующим шагом в развитии является устройство TCAS. Он объединяет в себе радиолокатор и ответчик. TCAS выводит на экран бортового радиолокатора воздушного судна информацию об окружающих его бортах с ответчиками. Также он способен на основе полученной информации выдать пилоту предупреждение о опасном сближении с другими бортами и выдать команду о том в как изменить траекторию движения для уклонения от столкновения. Для этого на других бортах должен быть установлен ответчик как минимум режим C.
В отечественном коде УВД передаётся информация о бортовом номере ЛА, высоте полёта, запасе топлива и векторе путевой скорости. Код ICAO содержит информацию о номере рейса и высоте полёта, дополнительно могут также передаваться сообщения об аварии и других экстренных ситуациях.
- Рабочая частота для ответчиков режимов А, С и S: 1090 МГц
- Частоты приёма УВД: 837,5 МГц; 1030 МГц
- Частоты передачи УВД: 730 МГц; 740 МГц
Просмотров: 10008
|